Задание 1. Изложение. ОГЭ 2026 по русскому языку
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Прочитай все тексты изложений (обрати внимание на деление текста на абзацы): https://drive.google.com/file/d/1dBsEP-YV7MJAzYVLSx8AQQ3T3p_lZrwp/view?usp=share_link. Отметь в чек-листе изложения, которые уже написаны (и в школе, и на курсе). Скинь фотку твоего чек-листа.
Задание формальное, но, если ты вдумчиво прочитаешь все тексты, будет очень круто, это тебе точно поможет на ОГЭ!
Решение
Задача 2
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1el5REX9R_vC6c3XVkYBm9zS8p7484TLd/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1el5REX9R_vC6c3XVkYBm9zS8p7484TLd/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Необычной была дружба этих двух людей - Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, - 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.
После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.
Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце - всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда.
Задача 3
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/12XFDsNuC9qcMHB__wZ3KbAFdHjwBKVR_/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/12XFDsNuC9qcMHB__wZ3KbAFdHjwBKVR_/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Книга - великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна её называют источником мудрости. И действительно: сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.
А теперь обратимся к телевидению. Оно оборачивается бедой, только когда становится пожирателем человеческого времени, когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение - величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование и самостоятельность же даёт именно книга. Видеть и слышать - это ещё не всё. Надо ещё и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине, той тишине, что рождает самостоятельную мысль.
Задача 4
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение:https://drive.google.com/file/d/1P7m6MrV9eMCCrooNcY0xmTwfS4rR95tL/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1P7m6MrV9eMCCrooNcY0xmTwfS4rR95tL/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.
Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
МИКРОТЕМЫ
1.Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее, пожить в лучах чужой доброты.
2. От чужой теплоты согревается сердце, и оно не может не ответить взаимностью.
3. Почувствовать огонь доброты— это великое счастье.
Задача 5
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1KixuPw8dYVXAwWvXAjeI8WB4W7uQVRTh/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1KixuPw8dYVXAwWvXAjeI8WB4W7uQVRTh/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.
Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.
МИКРОТЕМЫ
1.Настоящие друзья приобретаются в молодости.
2. Настоящая дружба поможет и в горе, и в радости. Одинокие люди несчастны.
3. Все поступки молодости остаются в памяти: хорошие радуют, дурные – мучают
Задача 6
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение:https://drive.google.com/file/d/1sLiOW-UtoABtpPm05c6IhRkct6_XJhSj/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1sLiOW-UtoABtpPm05c6IhRkct6_XJhSj/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
МИКРОТЕМЫ
1. Почему люди читают книги?
2. Книги приносят пользу: они делают человека умнее и обогащают его внутренний мир.
3. Книги способствуют нравственному воспитанию.
Задача 7
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1d2I0lkluYoJ9xX_enKP24y_CS6gwcKGx/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1d2I0lkluYoJ9xX_enKP24y_CS6gwcKGx/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни — самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор — дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
МИКРОТЕМЫ
1. Универсального рецепта по выбору правильного жизненного пути, предназначенного только тебе, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
2. Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия
жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов,
профессию.
3. Такой выбор – дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто упорно достигает намеченных целей.
Задача 8
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1Qd6anWaKxs_C9LGAWWA00nV2yV_6e6IH/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1Qd6anWaKxs_C9LGAWWA00nV2yV_6e6IH/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер -- прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились внутренние силы нации, её склонность к эмоциональности, разнообразии характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И всё это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
МИКРОТЕМЫ
Самая большая ценность народа - его язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции только окрашивают наши мысли, но все наши мысли формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека -- прислушаться к его речи. Судить о человеке по его поведению иногда ошибочно. Язык точнее показывает его культуру.
Каждый человек пользуется языком народа, в котором отразились внутренние силы нации. Говорят, что в языке народа сказывается его национальный характер. Национальный характер русского народа богат, противоречив. И всё это отразилось в языке. Поэтому нужно понимать историю слов, знать родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
Задача 9
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1bTy531D2fyxH2xKseii-ijTCukQimCjh/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1bTy531D2fyxH2xKseii-ijTCukQimCjh/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний? В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе - плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.
Кроме талантливых учителей, есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но... но физику мы полюбили раньше. Полюбили благодаря молоденькой учительнице - Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
МИКРОТЕМЫ
Книг о школе написано немало. Но мне интересно, что остаётся от учителя, от класса в человеке, кроме знаний? У каждого свои воспоминания о школе. Одни учителя и одноклассники помнятся, другие нет. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Тут действуют иные причины.
Кроме талантливых учителей, есть и любимые. Их больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, не имея педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а любимым можно.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Я вспоминаю бывших учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал профессор, но полюбили мы этот предмет благодаря молоденькой учительнице, которая работала первый год и была ещё неопытной. Но мы её любили, потому что она любила нас, ей было весело с нами, она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
Задача 10
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/11Pux6GQ8YZrNJ2rPZrnDK1_6t6IQMz9B/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1d2I0lkluYoJ9xX_enKP24y_CS6gwcKGx/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это
выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто
отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через
искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет
соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их,
потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не
только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
МИКТОРЕТЫ
1. Определить, что такое искусство, одним словом невозможно. Это понятие многогранное.
2. Каждый человек находит для себя что-то своё, особенное. Через искусство можно познавать себя.
3. Искусство – великая сила, способная запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
Задача 11
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1vRn-6y-cqrxyv1mETpufNK_iY0VWDOsu/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1vRn-6y-cqrxyv1mETpufNK_iY0VWDOsu/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать, поймут ли, почувствуют ли то, что любило его сердце. От этого зависит так много, и прежде всего - состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он писал свою книгу.
И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое даётся нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто - книга пройдёт мимо него.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге всё своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов - оно требует твёрдого желания услышать голос автора. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать - значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить -- значит творить.
МИКРОТЕМЫ
Каждый писатель тревожится о том, почувствуют ли то, что любило его сердце. От этого зависит, состоится ли у него духовная встреча с теми, для которых он писал книгу.
И вот мы берёмся за эту книгу. Перед нами скрытые за буквами образы, созданные как бы при помощи шифра. Смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, иначе книга пройдёт мимо него.
Считается, что чтение доступно всякому. Но это не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге свои душевные способности, необходимые для её понимания. Настоящее чтение требует желания услышать голос автора. Оно побеждает одиночество, помогает чувствовать связь с другим, постигать мир. Читать - значит искать и находить, потому что читатель отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить -- значит творить.
Задача 12
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1QZw63gmPd6H7I10AI6JQ2SqU_hVQoyn1/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1QZw63gmPd6H7I10AI6JQ2SqU_hVQoyn1/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.
Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.
Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.
МИКРОТЕМЫ
1. Дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на сходстве между ними. Настоящий друг всегда рядом.
2. Друзья сейчас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. Бескорыстной дружбы почти не осталось.
3. Дружба делает человека лучше, дает ему уверенность. Она объединяет людей, способствуя созиданию.
Задача 13
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1cj6ErO9-JJuLugBmGZpKwSCEy4B4_bLE/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1cj6ErO9-JJuLugBmGZpKwSCEy4B4_bLE/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба — это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство — отличительная черта настоящей дружбы.
МИКРОТЕМЫ
1 . Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба.
2. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
3. У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство —отличительная черта настоящей дружбы.
Задача 14
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1lF4fSGctBCBvqEC8Bp5mshfdJwMLOU-0/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1lF4fSGctBCBvqEC8Bp5mshfdJwMLOU-0/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
ИМИКРОТЕМЫ
1. У каждого из нас когда-то были любимые игрушки, воспоминания о которых мы храним в сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства.
2. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не так привлекательны, как виртуальные. Но, несмотря на появление новых гаджетов, игрушка всё-таки остаётся незаменимой, ведь ничто так не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может приобретать жизненный опыт.
3. Игрушка – это ключ к сознанию ребёнка. Чтобы развить в нём положительные качества, привить любовь к окружающим, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, а также систему ценностей. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Задача 15
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение:https://drive.google.com/file/d/1QOPoQJdyiZxryd6euYqBUyJgyUaPDJ12/view?usp=sharing
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1QOPoQJdyiZxryd6euYqBUyJgyUaPDJ12/view?usp=sharing
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.
Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.
Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.
МИКРОТЕМЫ
1. Без искусства невозможно представить нашу жизнь.
2. Цель искусства — это не только получение удовольствия. Искусство помогает познать себя и окружающий мир.
3. Искусство как источник духовной силы и мужества помогает в трудные моменты жизни, становится хранилищем памяти для последующих поколений.
Задача 16
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение:https://drive.google.com/file/d/1QKdZ3bnfddkBuBGdzCCas4BXnatLPiWt/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз:https://drive.google.com/file/d/1QKdZ3bnfddkBuBGdzCCas4BXnatLPiWt/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
(1)Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? (2)Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3)И никто не сказал — добрым. (4)Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5)Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.
(6)И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. (7)Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(9)Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. (10)Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. (11)Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. (12)Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
МИКРОТЕМЫ
1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться; без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.
2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.
3. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности; путь добра – единственно верный жизненный путь человека.
Задача 17
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1JZNLdCuGavyJPXuIP7viI_wiRj6nw7m6/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1JZNLdCuGavyJPXuIP7viI_wiRj6nw7m6/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
ИСХОДНОЙ ТЕСТ
Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга.»
Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть — функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.
Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.
МИКРОТЕМЫ
1. Часто приходится слышать слова о предательстве близкого человека. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. Предательство близкого человека ранит намного сильнее.
2. Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Совесть — функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, одно предательство влечет за собой другое.
3. Предательство разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Но в любом случае жизнь предателя становится бессмысленной.
Задача 18
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/102KwMbPXFj1gIfLn1tWeaG49-qgpvwb-/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/102KwMbPXFj1gIfLn1tWeaG49-qgpvwb-/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.
Для дружбы нужно очень многое. Прежде всего — взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах.Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.
Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.
ИМИКРОТЕМЫ
1. Дружба лежит в сердце человека.
2. В дружбе важно взаимоуважение, доверие, а также общность нравственных ценностей. Укрепляют дружбу и общие увлечения.
3. Без дружбы жизнь человека немыслима.
Задача 19
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1V9xLaePlt8IKLQgIaFFHzdNh0QI7jd3v/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1V9xLaePlt8IKLQgIaFFHzdNh0QI7jd3v/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов ,кроме наших собственных?
И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.
И что же больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.
МИКРОТЕМЫ
1. Общество существует благодаря тому, что есть взаимовыручка и взаимопомощь.
2. Индивидуализм разрушает общество.
3. Если мы хотим жить вместе, необходимо бескорыстно помогать друг другу.
Задача 20
Напиши сжатое изложение
1. Прослушай изложение: https://drive.google.com/file/d/1AsbbdBMWWQXrTWsIVHdMlIQljWIkyujB/view?usp=share_link
2. Запиши все, что успеешь, сразу раздели текст на абзацы
3. Засеки 5 минут, в это время допиши все, что помнишь
4. Прослушай изложение второй раз: https://drive.google.com/file/d/1AsbbdBMWWQXrTWsIVHdMlIQljWIkyujB/view?usp=share_link
5. Запиши все, что не успел после первого прослушивания
6. Создай текст сжатого изложения, сохранив все микротемы
7. Пришли чистовик готового текста
P.S. если при попытке начать прослушивание вам выходит окно "не удалось воспроизвести аудиофайл", нажмите на кнопку "скачать", далее нажмите на кнопку "смотреть" (файл не будет скачен, но воспроизведется
Решение
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.
Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника - человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не оскорбляя его самолюбие.
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведётся умелыми и умными противниками.
ИМИКРОТЕМЫ
1. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек во время спора, где сразу же обнаруживается вежливость и самоуважение.
2. Как же ведёт спор вежливый спорщик? Он внимательно выслушивает своего противника, уточняя неясное. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо, то обеспечиваете себе достойное отступление. Нет ничего красивее в споре, чем при необходимости признать правоту собеседника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих, призываете к уступчивости и своего противника. Но человек не должен уступать, чтобы понравиться или из трусости. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым.
3. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий - следить за спором, который ведут умные противники.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
- Научишься выделять важное в тексте
- Научишься сжимать текст
- Разберешь необычное деление текста на абзацы
- Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ