Задание 11. Анализ средств выразительности. ОГЭ 2026 по русскому языку
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является парцелляция.Запишите номера ответов.
1) Слова прозвучали, но их смысл не дошёл до его сознания. Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней, как о живой.
2) Баваклава же радовалась, когда отдавала. Хотя отдавать ей было особенно нечего.
3) Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой.
4) Часы проснулись. Ожили.
5) Сегодня он впервые взглянул на себя со стороны, другими глазами. Какой он, оказывается, чёрствый, грубый, невнимательный.
Решение
Парцелляция - намеренное деление предложения на "порции" с помощью точки
2) Баваклава же радовалась, когда отдавала. Хотя отдавать ей было особенно нечего.
3) Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой.
4) Часы проснулись. Ожили.
Задача 2
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела большая папина карточка — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. (5)На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо, но, когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой…
— (6)Смотри, Бум… — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти. (7)Стол выскользнул из моих рук.
(8)Послышался звон…
(9)Сердце у меня упало. (10)Я тихонько сполз со стула и краем глаза посмотрел вниз. (11)На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
(12)Из кухни послышались быстрые шаги.
— (13)Что это? (14)Кто это?
(15)Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
— (16)Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она.
(17)Потом подняла глаза и с упрёком спросила:
— Это ты?
(18)Бледно-розовые черепки блестели на её ладони. (19)Колени у меня дрожали, язык заплетался:
— Это… это… Бум! (20)Он чуть подпрыгнул… и лапами…
(21)Лицо у мамы потемнело. (22)Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. (23)Я с испугом смотрел ей вслед. (24)Бум с лаем выскочил во двор.
— (25)Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. (26)Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.
(27)Я молчал. (28)Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…
(29)Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку.
(30)За окном было черно. (31)Ветер качал деревья. (32)Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. (33)И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. (34)Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял.
(35)Я приподнялся на локте и слушал.
(36)Бум… (37)Ведь он тоже папин. (38)Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. (39)А когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его.
(40)Она обещала ему, что папа вернётся, но папа не вернулся…
(41)Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её:
— Мама! (42)Мама! (43)Это я разбил чашку. (44)Это я, я!
(45)Пусти Бума…
(46)Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. (47)В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.
(48)Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. (49)Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. (50)Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. (51)Он, кажется, думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»
(52)Мама долго не спала.
(53)Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»
(54)И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
(55)В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было своё «почему».
(По В. А. Осеевой*)
*Валентина Александровна Осеева (1902–1969) — советская детская писательница. В 1924–1940 гг. работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Наиболее известные произведения: «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка», «Динка прощается с детством». Некоторые из её произведений были экранизированы.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Стол выскользнул из моих рук.
2) Сердце у меня упало.
3) Я тихонько сполз со стула и краем глаза посмотрел вниз.
4) Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…
5) Колени у меня дрожали, язык заплетался: — Это… это… Бум!
Решение
2) Сердце у меня упало. (сердце упало)
3) Я тихонько сполз со стула и краем глаза посмотрел вниз. (краем глаза)
5) Колени у меня дрожали, язык заплетался: — Это… это… Бум! (язык заплетался)
Задача 3
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Тогда она присмотрелась и, узнав меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась.
2) Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово.
3) Я даже толком не могу себе объяснить почему, но с тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидя её на улице — она живёт в соседнем квартале, — обхожу стороной.
4) Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во всё горло: «Вкуснота-то какая, братцы!»
5) В задумчивости я не слышу, о чём говорят; я уже далекодалеко…
Решение
2) Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово. (не в силах)
3) Я даже толком не могу себе объяснить почему, но с тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидя её на улице — она живёт в соседнем квартале, — обхожу стороной. (не попадаться на глаза)
4) Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во всё горло: «Вкуснота-то какая, братцы!» (во все горло)
Задача 4
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Смущённые, сгрудились вокруг Николая Васильевича и, опираясь на лопаты, пришибленно молчали.
2) Но скотоводство погубило растительность, почва оскудела, и пришли пески.
3) У меня лично неприязнь к предмету началась с того дня, когда учительница принесла на урок проектор с диапозитивами о пустыне Сахаре.
4) Всё своё время отдаю технике, изобретаю, пишу статьи по вопросам механики, но с того самого дня, как вывел он нас на урок математики в лес, каждая бездумно сломанная ветка отдаётся во мне болью, будто кто у меня самого отламывает ребро.
5) С того дня в лесу беспрерывно раздавался треск ломаемых берёзок, ольшинок и топольков.
Решение
Задача 5
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад.
2) Выходит, жива Россия, не склонила головы!
3) Легко на душе солдата — исполнен солдатский долг.
4) Будут ли помнить дела потомки?..
5) Героям новый поход — в века!
Решение
Задача 6
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) У нас в классе стояло пианино, старенькое и обшарпанное.
2) Старенькое, обшарпанное пианино стонало всеми струнами, рождая удивительные звуки.
3) Волна благодарности к Нинке захлестнула меня, закружила голову.
4) Я думал, что увижу опять её бант, но нет, я встретился с её смородинами.
5) То, что бренчал я, — никакая не музыка, и музыкой никогда не станет.
Решение
Задача 7
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.
1) Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого желания, ей бы не поверили.
2) А Лена продолжала мечтать о самом плохом классе, от которого все бы отказались, а она бы приручила их и объединила.
3) В школу играют в детском садике, а переступил порог на- стоящей школы — и конец.
4) Лену высмотрела на летней конференции директор школы Анна Семёновна, «баушка».
5) Учись размышлять, деточка, над всем, что видишь, слышишь, чувствуешь...
Решение
1) Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого желания, ей бы не поверили.
2) А Лена продолжала мечтать о самом плохом классе, от которого все бы отказались, а она бы приручила их и объединила. - нет фразеологизма
3) В школу играют в детском садике, а переступил порог на- стоящей школы — и конец.
4) Лену высмотрела на летней конференции директор школы Анна Семёновна, «баушка». - нет фразеологизма
5) Учись размышлять, деточка, над всем, что видишь, слышишь, чувствуешь... - нет фразеологизма
Задача 8
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Мне было тогда тринадцать лет, и я жила в многоэтажке в центре города, в клетке многоквартирного муравейника.
2) И всё вокруг рыжее: город, другие дома-муравейники с сотнями глаз-окон и перьями антенн, облака и мы с Таем, присевшие у самого края крыши.
3) Соседки рассказали мне, что его поймали какие-то мальчишки, тыкали ему в глаза горящим факелом и шерсть подпалили.
4) Опускался занавес дня, переливая из крынки в крынку все оттенки солнца: от багряного, красного, лилового до нежно-розового и золотого.
5) На глазах у Тая — мутная беловатая плёнка, и даже не подумаешь ничего, пока не увидишь, как он сослепу неуверенно ходит.
Решение
1) Мне было тогда тринадцать лет, и я жила в многоэтажке в центре города, в клетке многоквартирного муравейника.
2) И всё вокруг рыжее: город, другие дома-муравейники с сотнями глаз-окон и перьями антенн, облака и мы с Таем, присевшие у самого края крыши.
3) Соседки рассказали мне, что его поймали какие-то мальчишки, тыкали ему в глаза горящим факелом и шерсть подпалили. - нет метафоры, но есть сравнение, выраженное Т.п. "горящим факелом"
4) Опускался занавес дня, переливая из крынки в крынку все оттенки солнца: от багряного, красного, лилового до нежно-розового и золотого.
5) На глазах у Тая — мутная беловатая плёнка, и даже не подумаешь ничего, пока не увидишь, как он сослепу неуверенно ходит.- нет метафоры
Задача 9
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Будто зуб выпал, а всё хочется его языком пошатать.
2) Он кивнул, сделал скучное лицо.
3) Он так привык быть со старшими, никогда не оставался один в таком большом пространстве.
4) Уровень у тебя хороший, если чуть-чуть не хватит — можно будет на следующий год попробовать…
5) Фёдор, чудной такой парень, волосы синие с одной стороны, с другой их вообще нет, и туннель в ухе.
Решение
1) Будто зуб выпал, а всё хочется его языком пошатать. - нет эпитета
2) Он кивнул, сделал скучное лицо.
3) Он так привык быть со старшими, никогда не оставался один в таком большом пространстве.- нет эпитета
4) Уровень у тебя хороший, если чуть-чуть не хватит — можно будет на следующий год попробовать…- нет эпитета
5) Фёдор, чудной такой парень, волосы синие с одной стороны, с другой их вообще нет, и туннель в ухе.
Задача 10
(1)Рота моряков с военного корабля готовилась сойти на берег.
(2)Обычно моряки остаются на берегу недолго, скоро возвращаются на корабль. (3)В этот же раз рота уходила с корабля навсегда. (4)Была война, враг теснил нашу пехоту, моряки должны были помочь пехотинцам остановить фашистов на суше.
(5)Баталёр, корабельный кладовщик, всем уходившим выдавал новое обмундирование. (6)Каждому матросу он говорил:
— Не рви, не марай, береги добро…
(7)Матрос Женя Молоканов не сдержался.
— (8)Что ты за человек? — сказал он баталёру. — (9)Тут плакать хочется, последние минуты на корабле, а ты заладил своё: «Не рви, береги».
— (10)Пока ты в тельняшке и в бушлате, до тех пор ты моряк, — ответил баталёр.
(11)Жене стало стыдно.
— (12)До конца войны сберегу матросскую форму, — пообещал он, и они обнялись на прощание так крепко, как могут только моряки.
(13)В пехотной части звание Жени Молоканова было уже не матрос, а рядовой. (14)Однако новые товарищи звали его матросом. (15)И командир тоже говорил: «Молодец, матрос» или «Поручите это дело матросу». (16)А всё матросская форма. (17)Женя Молоканов свою одежду берёг пуще глаза.
(18)Но как ни старался Женя Молоканов, не сберёг всё же бушлат. (19)В одном бою грохнулась рядом с матросом мина.
(20)Женю ни единым осколочком не зацепило. (21)Но бушлат на спине изорвало на ленты. (22)Вот ведь как на войне бывает!
(23)Человеку ничего, а одежду в клочья… (24)Пришлось у пехотного кладовщика, каптёра, взять шинель. (25)Бескозырка и клёши не шли к солдатской шинели, и Женя получил ещё солдатские брюки и пилотку.
(26)Из прежней одежды осталась на Жене тельняшка. (27)Клёши и бескозырку он положил в вещевой мешок, пусть лежат, вдруг бушлат раздобыть удастся…
(28)Проходили дни и месяцы войны. (29)Наши войска приближались к Германии. (30)Однажды на дороге Женя Молоканов встретил русского паренька. (31)Одежда на нём была ветхая-ветхая. (32)Солдаты дали ему из своих запасов телогрейку, ещё кое-что, а Женя Молоканов дал ему свои клёши. (33)Совсем мало осталось у Жени матросского.
(34)Как-то на наши окопы двинулись фашистские танки. (35)Но бойцы решили: лучше умрём, а танки врага не пропустим. (36)Славный получился бой. (37)Но после него не стало у Жени Молоканова тельняшки. (38)Не хватило бинтов перевязывать раненых, и матрос отдал на бинты тельняшку. (39)«Уж бескозырку, — думал Женя Молоканов, — сберегу до конца войны». (40)Но вот какое получилось дело. (41)Бои шли в самом Берлине. (42)Жене Молоканову и его товарищам было поручено выбить фашистов из многоэтажного дома. (43)Враги сидели в нём, как в крепости. (44)В комнатах, в подвале, на чердаке дрались наши бойцы, и дом захватили. (45)Командир похвалил солдат, но пожалел, что нет у них красного флага. (46)Красный флаг, поднятый над домом, показал бы, что фашисты отсюда изгнаны.
— (47)Товарищ командир, — сказал Женя Молоканов, — есть у меня знак, по которому все поймут, что дом советский. (48)Разрешите действовать!
(49)Командир разрешил. (50)Женя Молоканов вынул из вещевого мешка бескозырку и полез на крышу. (51)Там он привязал её к высокому шесту. (52)Ветер распрямил матросские ленты, и они заструились в воздухе. (53)Женя Молоканов посмотрел на город.
(54)Сколько видел глаз, всюду из окон домов свисали белые флаги — вражеская столица сдавалась победителям. (55)А над крышами, над высокими памятниками, над башнями развевались красные флаги. (56)«Как хорошо!» — подумал Женя Молоканов.
(57)Ещё подумал о своих товарищах, оставшихся на корабле, о баталёре, которому обещал хранить матросскую форму всю войну. (58)Он выполнил это обещание: бескозырки у него не было, но ведь и войны не было. (59)Кончилась война.
(А. В. Митяев*)
* Анатолий Васильевич Митяев (1924–2008) — советский и российский писатель, сценарист, главный редактор детского журнала «Мурзилка», главный редактор студии «Союзмультфильм». Фрагмент взят из рассказа «Бескозырка».
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются разговорные слова. Запишите номера ответов.
1) — Пока ты в тельняшке и в бушлате, до тех пор ты моряк, — ответил баталёр.
2) Каждому матросу он говорил: — Не рви, не марай, береги добро…
3) — Тут плакать хочется, последние минуты на корабле, а ты заладил своё: «Не рви, береги».
4) Красный флаг, поднятый над домом, показал бы, что фашисты отсюда изгнаны.
5) — Товарищ командир, — сказал Женя Молоканов, — есть у меня знак, по которому все поймут, что дом советский.
Решение
Задача 11
Укажите фрагмент текста, в котором нет такого средства выразительности речи, как парцелляция.
1) Баваклава же радовалась, когда отдавала. Хотя отдавать ей было особенно нечего.
2) Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву тёмной и отсталой.
3) Часы проснулись. Ожили.
4) Она жива! Её жизнь зависит от него, от его сердца.
(Ю. Яковлев)
Решение
Задача 12
Укажите предложение, в котором нет метафоры.
1) А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня.
2) Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря.
3) Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна.
4) Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.
(О. Туберовская)
Решение
Задача 13
Укажите вариант ответа, в котором нет сравнения
1) Ранним утром прибрежные камни холодны, как нетопленые печи.
2) Тут он смотрит на меня долго, внимательно и, словно искру, бросает мысль.
3) Он мне не понравился: грязный халат висел на нём мешком, руки скрючены, лицо жёлтое, морщинистое.
4) Я почувствовал, как покрываюсь испариной. Старик держал меня под прицелом.
(Ю. Яковлев)
Решение
Задача 14
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются антонимы.
1) Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления — военной лирики невоевавших поколений.
2) Эти стихи могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нём отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни.
3) В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире — вместе со всем народом.
4) Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника.
(Ю. Поляков)
Решение
Задача 15
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является инверсия.
1) Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.
2) Хозяин был молчаливый и очень добрый человек.
3) Я увидел Тобика после смерти Грина.
4) Это было под Москвой в дачной местности Переделкино.
(К. Паустовский)
Решение
Задача 16
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение
1) А над боярышником и дроком просвечивало небо.
2) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.
3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.
4) Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.
(К. Паустовский)
Решение
Задача 17
Укажите предложение, в котором нет градации.
1) И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство равнодушия, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
2) Человек мчится, боясь отстать: он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать.
3) Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные.
4) Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.
(Д. Гранин)
Решение
Задача 18
ТРИДЦАТЬ ЗЁРЕН
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь.
(3)Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: (4)«Как же теперь быть?»
(5)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. (6)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.
(7)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно.
(8)Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку.
(9)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.
(10)Всё обошлось благополучно. (11)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два…
(12)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (13)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна её судьба.
— (14)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (15)Одно-единственное?
(16)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.
— (17)Ну, пожалуйста, ещё одно. (18)Ладно?
(19)Наконец осталось последнее зерно. (20)Оно лежало на самом кончике линейки. (21)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
(22)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (23)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (24)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
— (25)Ты здесь живёшь?
— (26)Да.
— (27)А почему здесь нет снега?
(28)Вместо ответа я повернул выключатель. (29)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
— (30)Где ты взял кусочек солнца? (31)А это что?
— (32)Это... книги.
— (33)Что такое книги?
— (34)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (35)И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.
— (36)Это очень хорошо. (37)А ты совсем не страшный. (38)Кто ты?
— (39)Я — Человек.
— (40)Что такое Человек?
(41)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
— (42)Видишь нитку? (43)Она привязана к форточке…
(44)Синичка испуганно оглянулась.
— (45)Не бойся, я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас — Человек.
— (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
— (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день: ты будешь навещать меня, а я буду работать. (50)Это помогает Человеку хорошо работать. (51)Согласна?
— (52)Согласна. (53)А что такое работать?
— (54)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека.
(55)Без неё нельзя. (56)Все люди должны что-нибудь делать.
(57)Этим они помогают друг другу.
— (58)А чем ты помогаешь людям?
— (59)Я хочу написать книгу. (60)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен…
(61)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (62)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.
(Е. Носов*)
*Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие его темы — военная и деревенская. Наиболее известные произведения: «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Шопен, соната номер два» и др.
Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь.
2) Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.
3) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна её судьба.
4) Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
5) Где ты взял кусочек солнца?
Решение
3) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна её судьба. (линейка, на которой отмеряна судьба)
5) Где ты взял кусочек солнца? (кусочек солнца)
Задача 19
(1)Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.
(2)А он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:
— (4)Так-то вот и живём, дурачок. (5)Ты чего смотришь на неё? — указывал он на портрет. — (6)Она, брат, умерла. (7)Нет её. (8)Нет…
(9)Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал:
— (10)Ах ты мой дурачок, Бимка. (11)Ничего ты ещё не понимаешь.
(12)Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счёт, и «мальчик» — тоже. (13)Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шёл немедленно, как на кличку. (14)А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.
— (15)Ты молодец, Бим! (16)Будем жить вместе, хотя бы и без родословной. (17)Ты хороший пёс. (18)Хороших собак все любят.
— (19)Он взял Бима на колени и гладил его шёрстку, приговаривая:
— (20)Хорошо. (21)Всё равно хорошо, мальчик. (22)Биму было тепло и уютно. (23)Он тут же на всю жизнь понял: «хорошо» — это ласка, благодарность и дружба.
(24)И Бим уснул. (25)Какое ему дело до того, кто он, его хозяин? (26)Важно — он хороший и близкий.
— (27)Эх ты, чёрное ухо, — тихо сказал тот и перенёс Бима на лежак. (28)Он долго стоял перед окном, всматриваясь в тёмно-сиреневую ночь. (29)Потом взглянул на портрет женщины и проговорил:
— (30)Видишь, мне стало немножко легче. (31)Я уже не одинок. — (32)Он не заметил, как в одиночестве постепенно привык говорить вслух ей или даже самому себе, а теперь и Биму. — (33)Вот и не один, — повторил он портрету.
(34)…И вот наконец хозяин познакомил Бима и с лесом. (35)Это было очень интересно и собаке и хозяину.
(36)В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, — неожиданно донёсся запах подснежника! (37)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти и не ощутим. (38)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. (39)Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас — украшение жизни. (40)И кажется подснежник капелькой неба на земле…
(41)Остановился Иван Иваныч и смотрит, смотрит по сторонам и нюхает (туда же!). (42)Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности). (43)И что ему в том цветке? (44)Но хозяин сидел, улыбался. (45)Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.
— (46)Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! — воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос собаки к цветку.
(47)Такого Бим уже не мог вынести — он отвернулся. (48)Затем незамедлительно отошёл и лёг на полянке, всем видом выражая одно: (49)«Ну и нюхай свой цветок!» (50)Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом. (51)И это было обидно. (52)«Тоже мне, хохочет!»
(53)А тот опять к цветку: — (54)Здравствуй, первенький!
(55)Бим понял точно: (56)«Здравствуй» сказано не ему.
(57)Ревность закралась в собачью душу, если можно так выразиться, вот что случилось.
(58)…В последние месяцы Бим незаметно вошёл в жизнь Ивана Ивановича и занял в ней прочное место. (59)Чем же он взял? (60)Добротой, безграничным доверием и лаской — чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втёрлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить всё в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. (61)Жуткое это качество — подхалимаж. (62)Не дай-то боже! (63)Но Бим — пока малыш и милый собачонок. (64)Всё будет зависеть в нём от хозяина.
(По Г. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троепольский (1905–1995) — русский советский писатель, публицист, сценарист, драматург. Одним из самых известных его произведений является повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), которая была переведена более чем на двадцать языков и по которой был снят одноимённый художественный фильм. Фрагмент взят из повести «Белый Бим Чёрное ухо».
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются антонимы.
1) Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.
2) Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счёт, и «мальчик» — тоже.
3) Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти и не ощутим.
4) Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас — украшение жизни.
5) Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.
Решение
1) Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет. (веселый/грустный)
4) Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас — украшение жизни. (счастливого/несчастного)
Задача 20
ТРОЕ
(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах картошки.
(4)Картошку варил Колька Сурков, повесив консервную банку на проволоку. (5)Он поглядел, как мордастый, прожорливый Шибаев, обжигаясь и мыча, заглатывает целые картофелины, засмеялся.
— (6)Не торопись, если не хватит, я ещё нарою…
— (7)Где?!!
— (8)Здесь есть один огород, — сказал Колька. (9)И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами:
— (10)Я копаю аккуратно, по всем сельскохозяйственным законам.
(11)Так что вряд ли меня хозяин поймает до осени. — (12)Сурков разлёгся и, почёсывая белую голову, продолжал развивать мысли: — (13)А вообще это не жизнь. (14)Картошкой не проживёшь.
(15)Нужны продукты другие, и здесь у меня есть одна мысль…
— (16)Я согласен с любой мыслью, — сказал Шибаев, с чавканьем приканчивая картошку.
(17)Мы начали с нашего соседа — сельскохозяйственного техникума. (18)Это было здание двухэтажное и красное. (19)В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то съестное. (20)Он даже не знал, что это, но знал, что это можно обязательно есть, потому что, когда он смотрел на это окно, у него подымался «гуд в животе». (21)У Суркова быстро возникла мысль, как это дело «обтяпать», и однажды вечером мы забрались туда.
(22)Мы копошились в полутёмной комнате, собирая в кучу странно большие фрукты и овощи, когда Шибаев вдруг сплюнул и начал громко ругаться. (23)На него зашипели:
— (24)Тише! (25)Ты что?
(26)Оказывается, прожорливый Шибаев с налёта, не дожидаясь дележа, впился зубами в яблоко и чуть не поломал зубы. (27)Оно оказалось из воска. (28)Он долго плевался. (29)Сурков разглядывал розовую морковку и по-детски удивлялся:
— (30)Вот это сделано! (31)Вы посмотрите, как здорово сделано!
— (32)А что жрать? — спросил Шибаев, у него опять начался «гуд в животе».
(33)Мы сидели в зарослях кукурузы и молча разглядывали добычу. (34)Перед нами возвышалась целая горка красивых, но несъедобных муляжей. (35)Колька задрал голову к небу, и в его глазах побежали белые круги, словно в голубую воду бросили камень.
— (36)У меня есть одна мысль. (37)Пожрать будет…
— (38)Согласен, — сказал Шибаев.
— (39)Будем топить воск и делать свечи.
(40)На Кольку вдруг напала страсть лепить. (41)Из-под его ловких рук выходили удивительные фигурки собак и петухов. (42)У Шибаева от голода опять начался его «гуд». (43)Он сидел на корточках и ненавидящими глазами глядел на развлекающегося Суркова. (44)Я тоже зверски хотел жрать. (45)Но я сидел и читал книгу. (46)Я любил читать книги и хватал их где только можно. (47)Эта книга была украдена в техникуме.
(48)И вот однажды колонию решили срочно развести по местным детдомам. (49)Об этом нам сказал Колька. (50)Мы сидели на траве около станции. (51)Подходил поезд.
— (52)Загонят куда-нибудь ещё похуже! — добавил Сурков и зашлёпал босыми ногами к вагонам. (53)Приподняв белёсые брови, оглядел проводницу, посмотрел под вагон. (54)Показал рукой на железный ящик.
— (55)Глядите, «собачник». (56)Когда-нибудь я вот так залезу в него, — Колька закинул ногу, примерился, — и покачу тыщу километров…
(57)Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда. (58)Но он ничего не говорил. (59)Мы стояли и смеялись, представляя, как бы он уехал в железном тесном ящике под вагоном. (60)А поезд тронулся.
(61)И Колька Сурков не стал вылезать. (62)Он только сказал нам:
— (63)Ну, пока, дружки. (64)Еду я в Москву. (65)Решил я найти такую школу, где мне покажут, как слепить красивую морковь.
(66)Я обязательно хочу слепить красивую морковь…
(67)Я с Шибаевым попал в Кизлярский детдом. (68)И однажды он сказал:
— (69)Ну, что, хватит отдыхать! (70)Я гляжу, ты уткнулся тут в книжки и ничего не видишь… (71)Так вот: я пригляделся, здесь во-о олухи какие… (72)Ничего не сторожат. (73)Замок на складе сбить проще простого. (74)Решили? (75)И бежим!
— (76)Куда?
— (77)Всё равно. (78)Не нравится мне здесь.
— (79)Я не побегу, Шибаев. (80)И склад ты не трогай.
(81)У него заблестели глазки, на щеках поплыли два бордовых пятна румянца.
— (82)Ага, гад, изменяешь?!
(83)И тогда я взял его за борта тёплого пальто, которое нам здесь выдали.
— (84)Слушай, Шибаев, здесь настоящая жизнь, понимаешь?
(85)Я хочу забыть, как воруют… (86)Я хочу читать книги, я их нигде не видал так много, как здесь. (87)И я хочу учиться… (88)А склада ты не посмеешь тронуть, понял? (89)Иначе я соберу ребят, и о себе… и о тебе…
(90)У Шибаева задрожали жирные щёки и округлились глаза.
(91)Он попятился и уже издали прокричал, показывая кулак:
— (92)Сексот!.. (93)Сволочь… (94)Ты попомнишь, ты…
(95)Ночью он бежал. (96)Он, наверное, решил, что я всё расскажу. (97)А я ничего не рассказал. (98)Я только хотел жить по-новому.
(По А. Приставкину*)
* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931–2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью, где он пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др. Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола.
1) И добавил, осеняя спокойными, удивительной голубой чистоты глазами…
2) В окне на втором этаже маленькие глазки Шибаева безошибочно обнаружили что-то съестное.
3) Я глядел на Суркова и видел в его озёрных глазах белые разводы, словно огромный каменище плесканули туда.
4) На Кольку вдруг напала страсть лепить.
5) Замок на складе сбить проще простого.
Решение
- Узнаешь все тонкости изложения ОГЭ
- Научишься выделять важное в тексте
- Научишься сжимать текст
- Разберешь необычное деление текста на абзацы
- Узнаешь все критерии оценивания изложения и собеседования
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ