Задание 3. Употребление литературоведческих терминов в контексте. ЕГЭ 2026 по литературе
Средний процент выполнения: 81.1%
Ответом к заданию 3 по литературе может быть цифра (число) или слово.
Подпишись на суперполезные материалы
Задачи для практики
Задача 1
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В данном произведении сочетаются черты таких литературных направлений, как _________ (единство времени, места) и _________ (конфликт личности и общества, мотив одиночества).
Решение
В данном произведении сочетаются черты таких литературных направлений, как классицизм (единство времени, места) и романтизм (конфликт личности и общества, мотив одиночества).
Задача 2
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В душе Раскольникова происходит ________ - борются противоположные начала, сталкиваются разные позиции, он испытывает внутреннюю дисгармонию. Это показано таким способом изображения внутренней жизни персонажа, как ___________ («чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило», «он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах»).
Решение
В душе Раскольникова происходит конфликт - борются противоположные начала, сталкиваются разные позиции, он испытывает внутреннюю дисгармонию. Это показано таким способом изображения внутренней жизни персонажа, как психологизм («чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило», «он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах»).
Задача 3
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В этом фрагменте Н. В. Гоголь использует ______ – форму общения персонажей, основанную на обмене репликами. Свободный характер речи героев подчеркнут в данном фрагменте при помощи ______ – нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала».
Решение
В этом фрагменте Н. В. Гоголь использует диалог – форму общения персонажей, основанную на обмене репликами. Свободный характер речи героев подчеркнут в данном фрагменте при помощи инверсии – нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала».
Задача 4
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В ______________ произведения кратко описываются события, произошедшие с героями после смерти Базарова. Для того чтобы показать внутреннее состояние родителей Базарова, автор прибегает к такому стилистическому приёму, как ______________ восклицание («О нет!»).
Решение
В эпилоге произведения кратко описываются события, произошедшие с героями после смерти Базарова. Для того чтобы показать внутреннее состояние родителей Базарова, автор прибегает к такому стилистическому приёму, как риторическое восклицание («О нет!»).
Задача 5
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В реплике князя Андрея «Что ты сделал с mademoiselle? Она теперь совсем заболеет...» автор использует _________, т.е. один из видов _______ , в котором заключена скрытая насмешка.
Решение
В реплике князя Андрея «Что ты сделал с mademoiselle? Она теперь совсем заболеет...» автор использует иронию, т.е. один из видов комического, в котором заключена скрытая насмешка.
Задача 6
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В этом фрагменте Чичиков и Ноздрёв обмениваются репликами. Подобный разговор обозначается термином __. Герои вступают в противоборство, ссорятся, такое столкновение называется ___.
Решение
В этом фрагменте Чичиков и Ноздрёв обмениваются репликами. Подобный разговор обозначается термином диалог. Герои вступают в противоборство, ссорятся, такое столкновение называется конфликтом.
Задача 7
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В данном фрагменте используется такая форма общения между персонажами, как _________ . В нём герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Это столкновение взглядов, жизненных принципов называется _________ .
Решение
В данном фрагменте используется такая форма общения между персонажами, как диалог . В нём герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Это столкновение взглядов, жизненных принципов называется конфликтом.
Задача 8
Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.
Кудряш. А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто́!
Кулигин. Восторг! А ты: «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!
Кулигин. Механик, самоучка-механик.
Кудряш. Все одно.
Молчание.
Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дико́й племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!
Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!
Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Шапкин. Как это?
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Шапкин. Ой ли!
Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.
Кудряш. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Шаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.
Шапкин. А то что бы?
Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!
Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.
Шапкин (Кудряшу). Отойдем к стороне: еще привяжется, пожалуй.
Отходят.
(А. Н. Островский "Гроза")
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Авторское определение жанра «Гроза» ________, а изображение природы в художественном произведении называется ________.
Решение
Авторское определение жанра «Гроза» драма, а изображение природы в художественном произведении называется пейзажем.
Задача 9
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В описании биографии Башмачкина присутствует авторская добрая насмешка - _________ . В конце фрагмента приведён разговор главного героя и Значительного лица. Такая форма общения называется ___________ .
Решение
В описании биографии Башмачкина присутствует авторская добрая насмешка - юмор. В конце фрагмента приведён разговор главного героя и Значительного лица. Такая форма общения называется диалогом.
Задача 10
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
В тексте используются ________ – значимые подробности, важные для характеристики персонажа (например, Придворный календарь, который читает Гринёв-старший), и вопросы, не требующие ответа («А мне какое дело, что он записан?»). Это - ________ вопросы.
Решение
В тексте используются детали – значимые подробности, важные для характеристики персонажа (например, Придворный календарь, который читает Гринёв-старший), и вопросы, не требующие ответа («А мне какое дело, что он записан?»). Это - риторические вопросы
Задача 11
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
Чтобы подчеркнуть ограниченность своего персонажа, Чехов использует выразительную предметную подробность, обозначающуюся термином ______ (вицмундир). Кроме того, автор использует __________ фамилии, чтобы придать своим героям ярко отрицательные черты.
Решение
Чтобы подчеркнуть ограниченность своего персонажа, Чехов использует выразительную предметную подробность, обозначающуюся термином деталь (вицмундир). Кроме того, автор использует говорящие фамилии, чтобы придать своим героям ярко отрицательные черты.
Задача 12
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Используйте сокращенную форму термина, например: вместо "авторские ремарки" записывайте "ремарки".
Значительную часть данного фрагмента составляет рассказ Хлестакова о великолепии его столичной жизни. Такое развёрнутое высказывание одного лица называется ________ . В нём Хлестаков приводит __________ - мелкие красноречивые подробности («в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке»).
Решение
Значительную часть данного фрагмента составляет рассказ Хлестакова о великолепии его столичной жизни. Такое развёрнутое высказывание одного лица называется монологом . В нём Хлестаков приводит детали - мелкие красноречивые подробности («в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке»)
Задача 13
Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки... Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.
По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, — женщина обернула назад свое встревоженное лицо.
(А.И. Куприн, «Чудесный доктор»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор» открывается описанием места жительства Мерцаловых, которое можно назвать ______________. В этом произведении используется такой художественный приём создания образов, как ______________, благодаря которому в полной мере передается противопоставление между богатым убранством города и нищетой Мерцаловых.
Решение
Интерьер - это описание внутреннего убранства жилища. Контрастом называют такой художественный приём создания образов, при котором противопоставляются глобальные образы произведения: города и мелкого жилища.
Задача 14
Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.
— Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей. Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.
— Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.
— Нет, не глупости, — возразила Вера, топнув ногой. — Никто тебя не заставляет ехать с извинением... А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.
— Посадить?.. Кусты?.. — вытаращил глаза Николай Евграфович.
— Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, — надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку... Кофточку... Не здесь ищешь, посмотри в шкапу... Зонтик! Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но не выслушанный, отыскивал шляпку и кофточку, Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.
— Серьги... Ну, это пустяки... За них ничего не дадут... А вот это кольцо с солитером дорогое... Надо непременно выкупить... Жаль будет, если пропадет. Браслет... тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый... Где твой серебряный портсигар, Коля?
Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться: не забыто ли что-нибудь дома.(А.И. Куприн, «Куст сирени»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Произведение А.И. Куприна «Куст сирени» относится к такому «малому» эпическому жанру, как ______________, который отличается небольшим объёмом и сжатостью изображения явлений жизни. В этом произведении раскрывается глубокий ______________ героев, связанный с их внутренними переживаниями.
Решение
К малому эпическому жанру мы относим рассказ: в нем небольшая система образов и быстро развивающийся конфликт, двигающий композицию. Психологизмом является описание внутреннего мира героев произведения.
Задача 15
Вставьте 2 пропущенных литературоведческих термина.
«Шинель» — это ___________, написанная Н.В. Гоголем. Внешние и внутренние характеристики Акакия Акакиевича, главного героя, являются ___________ на евангельский текст о чистой душе и кротости детей.
В ответе запишите два литературоведческих термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Решение
Жанр «Шинели» Н.В. Гоголя — повесть. Если в тексте речь идет о неких отсылках на другие произведения или искусство в целом, то мы вспоминаем такой термин как "аллюзия" (не пишем слово "пасхалка", поскольку это не термин, а молодежный сленг).
Задача 16
Г-жа Луазель узнала страшную жизнь бедняков. Впрочем, она сразу же героически примирилась со своей судьбой. Нужно выплатить этот ужасный долг. И она его выплатит. Рассчитали прислугу, переменили квартиру — наняли мансарду под самой крышей.
Она узнала тяжелый домашний труд, ненавистную кухонную возню. Она мыла посуду, ломая розовые ногти о жирные горшки и кастрюли. Она стирала белье, рубашки, полотенца и развешивала их на веревке; каждое утро выносила на улицу сор, таскала воду, останавливаясь передохнуть на каждой площадке. Одетая как женщина из простонародья, с корзинкой на руке, она ходила по лавкам — в булочную, в мясную, в овощную, торговалась, бранилась с лавочниками, отстаивала каждое су из своих нищенских средств.
Каждый месяц надо было платить по одним векселям, возобновлять другие, выпрашивать отсрочку по третьим. Муж работал вечерами, подводя баланс для одного коммерсанта, а иногда не спал ночей, переписывая рукописи по пяти су за страницу.
Такая жизнь продолжалась десять лет. Через десять лет они все выплатили, решительно все, даже грабительский рост, даже накопившиеся сложные проценты. Г-жа Луазель сильно постарела. Она стала шире в плечах, жестче, грубее, стала такою, какими бывают хозяйки в бедных семьях. Она ходила растрепанная, в съехавшей на сторону юбке, с красными руками, говорила громким голосом, сама мыла полы горячей водой. Но иногда, в те часы, когда муж бывал на службе, она садилась к окну и вспоминала тот бал, тот вечер, когда она имела такой успех и была так обворожительна.
Что было бы, если бы она не потеряла ожерелья? Кто знает? Кто знает? Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека.
Как-то в воскресенье, выйдя прогуляться по Елисейским Полям, чтобы отдохнуть от трудов целой недели, она вдруг увидела женщину, которая вела за руку ребенка. Это была г-жа Форестье, все такая же молодая, такая же красивая, такая же очаровательная.
Г-жа Луазель взволновалась. Заговорить с ней? Ну конечно. Теперь, когда она выплатила долг, можно все рассказать. Почему бы нет.
Она подошла ближе.— Здравствуй, Жанна.
— Но… сударыня… я не знаю… Вы, верно, ошиблись.
— Нет. Я Матильда Луазель.
Ее приятельница ахнула:
— Бедная моя Матильда, как ты изменилась!
— Да, мне пришлось пережить трудное время, с тех пор как мы с тобой расстались. Я много видела нужды… и все из-за тебя!
— Из-за меня? Каким образом?
— Помнишь то бриллиантовое ожерелье, что ты дала мне надеть на бал в министерстве? Я вернула другое, точно такое же. И целых десять лет мы за него выплачивали долг. Ты понимаешь, как нам трудно пришлось, у нас ничего не было.
Теперь с этим покончено. И сказать нельзя, до чего я этому рада.
Г-жа Форестье остановилась как вкопанная.
— Ты говоришь, вы купили новое ожерелье взамен моего?
— Да. А ты так ничего и не заметила? Они были очень похожи.
И она улыбнулась торжествующе и простодушно. Г-жа Форестье в волнении схватила ее за руки.
— О бедная моя Матильда! Ведь мои бриллианты были фальшивые! Они стоили самое большее пятьсот франков.
(Г. де Мопассан, «Ожерелье»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Госпожа Форестье и Матильда ведут ____________, то есть обмен репликами. Данное речевое взаимодействие относится к ___________, заключительному композиционному блоку произведения.
Решение
Госпожа Форестье и Матильда ведут диалог, то есть обмен репликами. Данное речевое взаимодействие относится к развязке, заключительному композиционному блоку произведения.
Задача 17
Сережка Тюленин был самым младшим в семье и рос, как трава в степи. Отец его, родом из Тулы, вышел на заработки в Донбасс еще мальчишкой и за сорок лет шахтерского труда обрел те черты наивной, самолюбивой, деспотической гордости своей профессией, которые ни одной из профессий не свойственны в такой степени, как морякам и шахтерам. Даже после того, как он вовсе перестал быть работником, он все еще думал, Гаврила Петрович, что он главный в доме. По утрам он будил всех в доме, потому что по старой шахтерской привычке просыпался еще затемно и ему было скучно одному. А если бы ему и не было скучно, он все равно будил бы всех оттого, что его начинал душить кашель. Кашлял он с момента пробуждения не менее часа, он задыхался от кашля, харкал, отплевывался, и что-то страшно хрипело, свистело и дудело в его груди, как в испорченной фисгармонии.
А после того он весь день сидел, опершись плечом на свою обитую кожей рогатую клюшку, костлявый и тощий, с длинным носом горбинкой, который когда-то был большим и мясистым, а теперь стал таким острым, что им можно было бы разрезать книги, с впалыми щеками, поросшими жесткой седоватой щетиной, с могучими прямыми, воинственными усами, которые, храня первозданную пышность под ноздрями, постепенно сходили до предельной упругой тонкости одного волоса и торчали в разные стороны, как пики, - с глазами, выцветшими и пронзительными под сильно кустистыми бровями. Так он сидел то у себя на койке, то на порожке мазанки, то на чурке у сарайчика, опершись на свою клюшку, и всеми командовал, всех поучал, резко, отрывисто, грозно, заходясь в кашле так, что хрип, свист и дудение разносились по всему Шанхаю.
(А. Фадеев, «Молодая гвардия»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В приведенном для анализа фрагменте представлен образ отца Сережки, построенный на ______________: крайне преувеличена старость и дряхлость героя, его впалые щеки, которыми "можно было бы разрезать книги". Звуковые _____________ вызывают страх у читателя: отец мальчика раздает страшный храп, хрип и кашель.
Решение
В приведенном для анализа фрагменте представлен образ отца Сережки, построенный на гиперболе: крайне преувеличена старость и дряхлость героя, его впалые щеки, которыми "можно было бы разрезать книги". Звуковые образы вызывают страх у читателя: отец мальчика раздает страшный храп, хрип и кашель.
Задача 18
— Садитесь, молодой человек, — сказал полковник.
— Благодарю вас, — вошедший сел.
— Я слыхал о вас кое-что, — заговорил дружеским тоном полковник. — В сущности, ничего особенного. Говорят, что вы нервничаете и что вам ничего не удается. Я слышу это уже несколько месяцев и теперь решил поговорить с вами. Я думал также о том, не захочется ли вам переменить место службы. Может быть, вы хотите уехать за море и служить в каком-нибудь дальнем военном округе? Не надоело ли вам работать в канцелярии? Может быть, вам хочется на фронт?
— Кажется нет, — ответил молодой сержант.
— Так чего вы, собственно, хотите?
Сержант пожал плечами и поглядел на свои руки.
— Я хочу жить без войн. Хочу узнать, что за ночь каким-то образом пушки во всем мире превратились в ржавчину, что бактерии в оболочках бомб стали безвредными, что танки провалились сквозь шоссе и, подобно доисторическим чудовищам, лежат в ямах, заполненных асфальтом. Вот мое желание.
— Это естественное желание каждого из нас, — произнес полковник. — Но сейчас оставьте эти идеалистические разговоры и скажите нам, куда мы должны вас послать. Можете выбрать западный или северный округ. — Он постучал пальцем по карте, разложенной на столе.
Сержант продолжал говорить, шевеля руками, приподнимая их и разглядывая пальцы:
— Что делали бы вы, начальство, что делали бы мы, солдаты, что делал бы весь мир, если бы все мы завтра проснулись и пушки стали бы ненужными?.
(Р. Брэдбери, «Ржавчина»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Полковник и молодой сержант ведут _________, или речевое взаимодействие. Приведенный для анализа фрагмент раскрывает центральную ________ произведения, или посыл текста, связанный с отсутствием войн на Земле.
Решение
Полковник и молодой сержант ведут диалог, или речевое взаимодействие. Приведенный для анализа фрагмент раскрывает центральную идею произведения, или посыл текста, связанный с отсутствием войн на Земле.
Задача 19
— Садитесь, молодой человек, — сказал полковник.
— Благодарю вас, — вошедший сел.
— Я слыхал о вас кое-что, — заговорил дружеским тоном полковник. — В сущности, ничего особенного. Говорят, что вы нервничаете и что вам ничего не удается. Я слышу это уже несколько месяцев и теперь решил поговорить с вами. Я думал также о том, не захочется ли вам переменить место службы. Может быть, вы хотите уехать за море и служить в каком-нибудь дальнем военном округе? Не надоело ли вам работать в канцелярии? Может быть, вам хочется на фронт?
— Кажется нет, — ответил молодой сержант.
— Так чего вы, собственно, хотите?
Сержант пожал плечами и поглядел на свои руки.
— Я хочу жить без войн. Хочу узнать, что за ночь каким-то образом пушки во всем мире превратились в ржавчину, что бактерии в оболочках бомб стали безвредными, что танки провалились сквозь шоссе и, подобно доисторическим чудовищам, лежат в ямах, заполненных асфальтом. Вот мое желание.
— Это естественное желание каждого из нас, — произнес полковник. — Но сейчас оставьте эти идеалистические разговоры и скажите нам, куда мы должны вас послать. Можете выбрать западный или северный округ. — Он постучал пальцем по карте, разложенной на столе.
Сержант продолжал говорить, шевеля руками, приподнимая их и разглядывая пальцы:
— Что делали бы вы, начальство, что делали бы мы, солдаты, что делал бы весь мир, если бы все мы завтра проснулись и пушки стали бы ненужными?
(Р. Брэдбери, «Ржавчина»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
"Ржавчина" — название_________, небольшого эпического текста Р. Брэдбери, связанного с философскими рассуждениями о войне и оружии в целом. Произведение отражает ______, или противостояние между молодым офицером и обществом, решающим противоречия с помощью оружия.
Решение
"Ржавчина" — название рассказа, небольшого эпического текста Р. Брэдбери, связанного с философскими рассуждениями о войне и оружии в целом. Произведение отражает конфликт, или противостояние между молодым офицером и обществом, решающим противоречия с помощью оружия.
Задача 20
Сережка Тюленин был самым младшим в семье и рос, как трава в степи. Отец его, родом из Тулы, вышел на заработки в Донбасс еще мальчишкой и за сорок лет шахтерского труда обрел те черты наивной, самолюбивой, деспотической гордости своей профессией, которые ни одной из профессий не свойственны в такой степени, как морякам и шахтерам. Даже после того, как он вовсе перестал быть работником, он все еще думал, Гаврила Петрович, что он главный в доме. По утрам он будил всех в доме, потому что по старой шахтерской привычке просыпался еще затемно и ему было скучно одному. А если бы ему и не было скучно, он все равно будил бы всех оттого, что его начинал душить кашель. Кашлял он с момента пробуждения не менее часа, он задыхался от кашля, харкал, отплевывался, и что-то страшно хрипело, свистело и дудело в его груди, как в испорченной фисгармонии.
А после того он весь день сидел, опершись плечом на свою обитую кожей рогатую клюшку, костлявый и тощий, с длинным носом горбинкой, который когда-то был большим и мясистым, а теперь стал таким острым, что им можно было бы разрезать книги, с впалыми щеками, поросшими жесткой седоватой щетиной, с могучими прямыми, воинственными усами, которые, храня первозданную пышность под ноздрями, постепенно сходили до предельной упругой тонкости одного волоса и торчали в разные стороны, как пики, - с глазами, выцветшими и пронзительными под сильно кустистыми бровями. Так он сидел то у себя на койке, то на порожке мазанки, то на чурке у сарайчика, опершись на свою клюшку, и всеми командовал, всех поучал, резко, отрывисто, грозно, заходясь в кашле так, что хрип, свист и дудение разносились по всему Шанхаю.
(А. Фадеев, «Молодая гвардия»)
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Произведение А Фадеева «Молодая гвардия» относится к такому литературному роду, как______________. В этом произведении обозначены время и место действия, или ______________, благодаря которому читателю открывается полная картина внутренней обстановки во время Великой Отечественной войны.
Решение
Произведение А Фадеева «Молодая гвардия» относится к такому литературному роду, как эпос. В этом произведении обозначены время и место действия, или хронотоп, благодаря которому читателю открывается полная картина внутренней обстановки во время Великой Отечественной войны.
Рекомендуемые курсы подготовки
- Разберешься в сюжете и композиции пьес Гоголя и Островского
- Потренируешься в тестовых заданиях №1 и №3
- Разберешь план, структуру и критерии оценки сочинения №4
на бесплатном курсе Турбо ЕГЭ