Бесплатный интенсив по истории

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 25 июля.

Подробнее об интенсиве

Задание 21. Подтверждение и опровержение исторической точки зрения. ЕГЭ 2024 по истории

За это задание ты можешь получить 3 балла. На решение дается около 20 минут. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 18.3%
Ответом к заданию 21 по истории может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Добровольное производственное кооперирование мелких и средних хозяйств, получившее в 1920-е гг. название „коллективизация“, рассматривалось большевистскими теоретиками как лучший способ переустройства деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – коллективизация позволила увеличить государственные заготовки хлеба;
    – почти вполовину увеличилось производство животноводческой продукции, что свидетельствует об успехе политики коллективизации;
    – увеличение использования сельскохозяйственных машин, закупаемых государством, также на вырученные деньги от продажи сельскохозяйственной продукции снабжались заводы и фабрики станками и оборудованием;
    – коллективизация позволила обеспечить вновь построенные заводы в рамках индустриализации рабочей силой;
  2. в опровержение, например:
    – уничтожение в процессе «раскулачивания» наиболее предприимчивой прослойки сельского населения, что подрывало производительность труда крестьян;
    – происходило большое количество вооружённых выступлений крестьян, что свидетельствовало о серьёзном социальном недовольстве политикой коллективизации;
    – сокращение поголовья крупного рогатого скота (крестьяне, не желавшие вести свой скот в колхоз, резали его);
    – политика насильственной коллективизации привела к голоду в 1932–1933 гг.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Смута была вызвана вмешательством иноземных врагов России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – Ключевой причиной Смутного времени, а также важным признаком периода было появление самозванцев (Лжедмитриев), которые выдавали себя за законного монарха и некоторые правили страной, при этом многим из них оказывалась поддержка западных стран, а именно Речи Посполитой;
    –Ключевым событием развития Смуты в России стало начало Польско-Шведской интервенции, в ходе которой иноземцами были захвачены некоторые территории русского царства (Смоленские земли, земли по берегам Финского залива и Ладожского озера);
    – Одной их причин развития Смуты в России стали претензии иноземных монархов на Российский престол и желание править Русскими землями, например это было осуществлено в желании Польского короля править в России, а также призвании Польского королевича Владислава на русский престол.
  2. в опровержение, например:
    – Ключевой причиной Смуты в России стал династический кризис, которой настал внутри российской династии Рюриковичей, приведший к борьбе за власть и появлению самозванцев, которые выступали ключевым элементов Смутного времени;
    – Одними из причин Смуты было поражение русского царства в Ливонской войне, последствия опричной политики Ивана Грозного, что привело к разорению казны, социальным бедствиям и голоду, все это доказывает, что Смутна началась по причину внутренней нестабильности России;
    – Важной причиной была политики России, направленная на ужесточение крепостного права, все это приводило к массовым недовольствам социальных низов, которые стали неотъемлемой причиной и частью Смуты в России.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«1965–1985 гг. в истории СССР стали периодом „застоя“ во всех сферах».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – наблюдаются «застойные» явления в экономике: растёт зависимость государственного бюджета от экспорта нефти и газа, сокращаются темпы прироста ВВП, в экономике преобладают экстенсивные формы развития, в планировании утверждается принцип «от достигнутого», реформа 1978 г. не изменила подходов к экономике и свелась лишь к изменению структуры органов управления;
    – наблюдаются «застойные» явления в политической сфере: усиливается идеологический контроль над культурой, происходит фактический возврат к сталинизму, выдвигается концепция «развитого социализма» как попытка объяснить невозможность построения коммунизма к 1980-му году;
  2. в опровержение, например:
    – продолжается развитие экономики: косыгинская экономическая реформа способствовала экономическому росту, увеличиваются доходы населения, строятся новые промышленные предприятия и железные дороги (ВАЗ, КамАЗ, БАМ и др.), межгосударственная экономическая специализация в рамках СЭВ дала положительный результат;
    – развивается сфера культуры: создаются высокохудожественные произведения, не потерявшие своего значения и в настоящее время (повесть и художественный фильм «А зори здесь тихие», киноэпопея «Освобождение», творчество писателей-деревенщиков В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева и др.), ставятся первые рок-оперы А. Рыбникова.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Политика Петра III имела антинациональный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – пренебрежительное отношение к духовенству: оскорблял своими указами Синод, закрывал домашние церкви;
    – в армии внедрял прусские порядки, подписал мир с Пруссией, прекратив все военные действия против неё и отказавшись от завоёванных Россией позиций в ходе затратной Семилетней войны;
  2. в опровержение, например:
    – издал указ, согласно которому убийство помещиком крестьянина предусматривало в качестве наказания пожизненную ссылку;
    – по его указу ликвидировали Тайную канцелярию, перестали преследовать раскольников.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – Согласно крестьянской реформе 1861 г. более 30 млн. крестьян становились свободным сословиям, которое имело личные права на землю, что приводило к росту производства в стране, активизации предпринимательства;
    – Согласно условиях реформы, крестьян получали право выкупа земли без разрешения помещика, что позволяло им стать полноценными собственниками этой земли и работать на себя;
    – Согласно положениям крестьянской реформы, крестьяне могли выступать участниками договорных отношений, имели право открывать предприятия и осуществлять трудовую деятельность свободно и самостоятельно.
  2. в опровержение, например:
    – Крестьяне, получав свободу были вынуждены по-прежнему платить подушную подать и нести рекрутскую повинность, что продолжало ограничивать их права и ставить в неравное положение с другими сословиями;
    – Крестьяне хоть и получали свободу и земельный надел, однако воспользоваться им не могли до того момента, пока не выполнят все повинности в отношении своих помещиков, данный факт доказывает, что реформа проведена в интересах помещиков, а не крестьян;
    – Реформа по отношению к крестьянам носила грабительский характер, так как они должны были выплачивать государству выкупные платежи на протяжении почти всей жизни, так как их стоимость было очень большой и непосильной для крестьян;
    – У крестьян, несмотря на проведение реформы сохранялась община и круговая порука, а помещики сохраняли за собой более лучшие земли, лишая крестьян нормально существования и ограничивая их права и свободы.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Личность Николая II и его роль в российской истории заслуживают исключительно негативных оценок».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – в годы правления Николая II Россия проиграла Русско-японскую войну (1904–1905 гг.) стране со значительно более низкими военно-экономическими возможностями, что подорвало авторитет императора;
    – Николай II не сумел предотвратить втягивание России в Первую мировую войну, итогом которой стали огромные потери для страны;
    – правительство Николая II жестоко подавляло любые попытки посягательства на изменение существующего порядка в обществе, что вызывало существенное социальное недовольство;
  2. в опровержение, например:
    – 17 октября 1905 г. Николай II издал «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка», открывший дорогу к превращению России в конституционную монархию;
    – в августе 1915 г., в один из самых тяжёлых периодов Первой мировой войны, Николай II принял на себя командование русской армией, взяв на себя всю степень ответственности за происходящее в стране;
    – чтобы избежать братоубийственной войны, Николай II в марте 1917 г. добровольно отрёкся от престола.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Издатели В. П. Мещерский и М. Н. Катков считали, что Судебная реформа 1864 г. должна быть немедленно исправлена, так как 20-летний опыт её применения показал, что она слаба и непригодна для самодержавной России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – суд присяжных мог оправдать преступников, несмотря на наличие доказательной базы, например оправдание террористки В. И. Засулич;
    – в России сохранялось разнообразие судов, в том числе существовал сословный крестьянский, что приводило к социальному недовольству;
    – присяжными становились выборные граждане, иногда это были малограмотные или совсем неграмотные люди, а это мешало реализации правосудия;
    – при нарастании революционной борьбы казалось, что действующие суды слишком либеральны по отношению к противникам самодержавия;
  2. в опровержение, например:
    – состязательность суда позволяла выносить объективные решения, а гласность судопроизводства способствовала объективности вынесения приговора;
    – независимость суда от администрации не позволяла властям вмешиваться в принятие решений судом (или не позволяла оказывать давление на суд);
    – суд присяжных позволял всесторонне оценить рассматриваемое дело, что повышало доверие населения к его решениям.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Переход России к рыночной экономике в 1990-е гг. совершался болезненно».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – произошло резкое падение жизненного уровня значительной части населения;
    – процесс сопровождался серьёзной криминализацией экономики и общественной жизни;
    – в результате экономических реформ произошло закрытие многих предприятий, увеличился уровень безработицы;
  2. в опровержение, например:
    – приватизация дала возможность для формирования класса собственников;
    – «шоковая терапия» привела к ликвидации товарного дефицита.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Американская помощь СССР по программе ленд-лиза сыграла решающую роль в победе нашей страны над фашистской Германией и её союзниками».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – часть поставок по ленд-лизу представляла собой необходимую стратегическую продукцию, не производимую в СССР или производимую в незначительных количествах;
    – поставки по ленд-лизу помогли преодолеть острую нехватку оружия, военной техники, боеприпасов и продовольствия в критические периоды войны;
    – поставки по ленд-лизу имели значительное моральное и пропагандистское воздействие на армию и население;
  2. в опровержение, например:
    – поставки по ленд-лизу начали осуществляться после очевидного провала стратегии германского блицкрига;
    – поставки составляли лишь незначительную часть того, что было произведено в СССР;
    – поставки не всегда выполнялись в запланированном и запрашиваемом объёме.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Мероприятия внутренней политики Александра III не ограничивали того, что было достигнуто реформами 1860 –1870-х гг.».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – либеральное законодательство сохранилось таким, каким оно было принято при Александре II, и даже было дополнено фабричным законодательством, защищавшим права рабочих;
    – подушная подать была заменена налогами, а выкупные платежи сокращены;
    – при Александре III фактически было начато переселение крестьян «на пустопорожние земли», это то, что будет продолжено П. А. Столыпиным;
    – крестьян перевели на обязательный выкуп, то есть в деревне стали утверждаться товарно-денежные отношения;
    – был основан и успешно действовал до 1917 г. Крестьянский банк;
    – была начата (1895 г.) денежная реформа и накоплены средства для реформы Витте, установившей «золотой стандарт» рубля;
  2. в опровержение, например:
    – либерализм в экономике ограничивался политикой жёсткого протекционизма;
    – в отставку были отправлены сторонники продолжения либеральных реформ, например Д. А. Милютин, М. Т. Лорис-Меликов;
    – был ограничен выход крестьян из общины, чем сдерживалось развитие капиталистических отношений в деревне;
    – в 1892 г. горожане-несобственники были отстранены от участия в городском самоуправлении;
    – в 1890 г. было ограничено выборное представительство для крестьян в земствах;
    – в 1889 г. ввели институт земских начальников с полицейскими полномочиями, чем была частично восстановлена административная власть помещика над крестьянином;
    – Университетский устав 1884 г. ограничил права самоуправления этих учебных заведений;
    – Указ «о кухаркиных детях» 1887 г. ограничивал права недворян в получении университетского образования;
    – было ограничено получение образования женщинами.
Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Индустриализация в СССР имела положительные последствия».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – было построено много новых предприятий, создавались новые отрасли промышленности (самолётостроение, производство тракторов и пр.);
    – была создана мощная индустриальная база, СССР из аграрной страны превратился в индустриальную державу;
    – была обеспечена технико-экономическая независимость СССР от западных государств, укрепилась обороноспособность страны;
  2. в опровержение, например:
    – индустриализация привела к подрыву развития легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, что существенно повлияло на благосостояние населения;
    – сверхвысокие темпы индустриализации приводили к беспорядку, авариям, браку и как следствие — к усилению репрессий;
    – происходила изоляция советской экономики от мировой.

Могут быть приведены другие аргументы.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.

«Крестьянская реформа 1861 г. не улучшила положения крестьян».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решение

Правильный ответ должен содержать аргументы:

  1. в подтверждение, например:
    – после реформы крестьяне распоряжались меньшими площадями земли, чем до реформы, а также были вынуждены десятилетиями оплачивать полученную землю, в итоге значительно переплатив за неё;
    – зачастую крестьянам доставались самые некачественные и неудобные участки земли, что было им невыгодно;
    – несмотря на полученную личную свободу, крестьяне были по-прежнему привязаны к земле, поскольку она находилась в собственности общины;
    – некоторое время после выхода Манифеста 1861 г. часть крестьян оставались временнообязанными, т. е. продолжали выполнять прежние повинности – работать на барщине и платить оброк;
  2. в опровержение, например:
    – крестьяне получили личную свободу, а также возможность выбирать место жительства и род деятельности;
    – поскольку большинство крестьян не имело необходимых для выкупа земли денег, государство выкупило её у помещиков, фактически предоставив крестьянам кредит с возможностью длительного, постепенного погашения;
    – в результате реформы предприимчивая часть крестьян получила возможность значительно улучшить своё материальное положение;
    – несмотря на получение личной свободы, земля осталась в собственности общины, которая старалась обеспечить соблюдение норм справедливости, принятых у крестьян.

Могут быть приведены другие аргументы.

Ответ:
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по истории: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты

Бесплатный интенсив по истории

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 25 июля.

Бесплатный интенсив