Бесплатный интенсив по истории

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 26 марта.

Подробнее об интенсиве

Задание 17. Анализ фрагментов текстов. ЕГЭ 2024 по истории

За это задание ты можешь получить 3 балла. На решение дается около 4 минут. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 53%
Ответом к заданию 17 по истории может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Того же лета безбожный злочестивый Ордынский князь Мамай поганый, собрав рати многие и всю землю половецкую и татарскую и [в войско своё нанял] рати фрягов, и черкесов, и ясов, и со всеми ими пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю русскую. И был месяц август, [когда] пришли от Орды вести к князю к великому Дмитрию Ивановичу, что движется рать татарская на христиан, <…>, и Мамай нечестивый люто гневался на великого князя Дмитрия <…>, [потому что до этого ордынцы] побиты были на реке Воже. Двигался [Мамай] силою многою, хотел пленить землю русскую. Это же слышав князь великий Дмитрий Иванович, собрав воинов многих, пошёл против них, хотя оборонить свою отчину и за святые церкви, и за правоверную веру христианскую, и за всю русскую землю. И переехав Оку, [он получил] другие вести, узнал, что Мамай за Доном собрав силы, в поле стоит и ждёт к себе на помощь Ягайла с войском литовским. Князь же великий пошёл за Дон и стал в поле чистом и очень большом, и туда подошли поганые половцы, татарские полки, и было то поле чистое на устье [реки] Непрядвы».
Б) «Пришла весть к великому князю, что на него идёт царь Ахмед со всею Ордою своею, и с царевичами, уланами и князьями, и с королем Казимиром заодно. Ведь этот король натравил царя на великого князя, мечтая погубить христиан. Князь же великий пошёл на Коломну, и сам остановился в Коломне, а сына своего великого князя Ивана оставил в Серпухове, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, прочих же князей и воевод разместил вдоль берега Оки. Когда царь Ахмед услышал, что князь великий стоит со всем своим войском вдоль берега Оки, то пошёл он в сторону Литовской земли, обходя реку Оку, для того, чтобы дождаться шедших к нему на помощь войск короля Казимира, и проводники повели татар к Угре-реке на броды. Князь же великий послал сына, и брата, и воевод своих на Угру со всем своим войском. И встали они на Угре и заняли броды и перевозы».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Современником событий был Сергий Радонежский.
  2. Итогом событий стало поражение русских войск.
  3. Описанным событиям посвящена картина художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».
  4. Великий князь Московский, упомянутый в отрывке, заложил основы русского централизованного государства.
  5. Следствием событий стало установление вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды.
  6. В описанный период времени союзниками русских были крымские татары.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. Содержательно они сходны между собой. В обоих идет речь о нападении золотоордынских войск на русские княжества. В первом упоминается Мамай и великий князь Дмитрий Иванович. Далее идет речь о столкновении между ними за Доном на устье реки Непрядвы. Таким образом, речь идет о Куликовской битве 1380 года и разгроме сил Мамая. Во втором фрагменте также выделим ключевые параметры. Это имя руководителя татарских войск – хана Ахмеда, который подошел к реке Угре, на которой расположились русские дружины. Соответственно, в этом историческом фрагменте идет речь о стоянии на реке Угре, которое закончилось окончательным освобождением Руси от зависимости Золотой Орды. Соответственно, правильный ответ 1, 3 и 4, 6.

Ответ: 1346
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Наутро же, в пятницу, в обеденное время, встретились с полками половецкими; успели подготовиться половцы: вежи свои отправили назад, а сами, собравшись от мала до велика, стали на противоположном берегу реки Сюурлий. А наши построились в шесть полков: Игорев полк посередине, а по правую руку — полк брата его Всеволода, по левую — Святослава, племянника его, перед этими полками — полк сына его Владимира и другой полк, Ярославов, — ковуи с Ольстином, а третий полк впереди — стрелки, собранные от всех князей. И так построили полки свои. И обратился Игорь к братии своей: „Братья! Этого мы искали, так дерзнём же!“ И двинулись на половцев, возложив на Бога надежды свои».
Б) «В год 6732. Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы хоть и вышли на сражение, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — [вплоть] до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: „Если вы нам не поможете, то ныне мы были порублены, а завтра вы порублены будете“. Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: „Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей“. На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Юрия же, великого князя Суздальского, на том совете не было. Притом же были младшие князья — Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и многие иные князья».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Приведённый отрывок из летописи повествует о событиях XII в.
  2. Приведённый отрывок из летописи повествует о событиях XIII в.
  3. События, описанные в отрывке, закончились полной победой русских дружин.
  4. Современником событий был Дмитрий Донской.
  5. В описанных событиях половцы были союзниками русских князей.
  6. В описанных событиях половцы были противниками русских князей.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем фрагменты из исторических сочинений и выделим в них главное. В первом идет речь о сражении между русскими дружинами и половцами. Названия русских полков и их местоположение позволяет предположить, что скорее всего речь идет о походе князя Игоря против половцев в XII веке. Таким образом, правильный ответ 1 и 6. Во втором фрагменте говорится о первом военном столкновении между русскими и татарами. Как известно, оно закончилось сражением на реке Калке в 1223 году. В нем союзниками русских дружин были половцы. Таким образом, правильный ответ 2, 5.

Ответ: 1625
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «И пришли татары, и начали стрелять в наших… И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стоят, ожидая, когда замёрзнет река… Когда же река замёрзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами идти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на берег, желая с ними биться… Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошёл к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.
Царь […] убежал в Орду, и пришёл на него ногайский царь Ивак и Орду взял, и его убил...»
Б) «Князь же великий подошёл к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы… Пришли они к Дону, стали тут, и много раздумывали. Одни говорили: „Пойди, князь, за Дон“. А другие сказали: „Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и ря- занцы...“
… сказал брату своему и ко всем князьям и воеводам великим: „Пришло, братья, время брани нашей… и велел мосты мостить на Дону и броды разыскивать… На следующий день, в субботу рано, 8 сентября в восьмой день, в самый праздник… была тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до третьего часа. Князь великий собрал полки свои великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы облачились в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились… и гудела земля, и горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных… и сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде…“»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Руководил русскими войсками в данной битве Дмитрий Донской.
  2. Монголо-татарские войска возглавлял хан Батый.
  3. На битву, описанную в отрывке, благословил Сергий Радонежский.
  4. После этой битвы Русь окончательно освободилась от монголо-татарской зависимости.
  5. Битва вошла в историю под названием Стояние на Угре.
  6. Битва произошла в XIII в.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем фрагменты источников. В первом идет речь о столкновении с татарами на реке. До прямого военного сражения дело не дошло, но в итоге татары бежали и их царь (хан) был убит в Орде ногайским ханом. Как мы знаем из истории, стояние на реке Угре в 1480 году привело к падению золотоордынского ига. Во втором фрагменте идет речь о сражении с татарами возле реки Дон. Оно окончилось победой великого князя. Соответственно, мы имеем дело с таким событием как Куликовская битва, а руководителем русских войск был Дмитрий Донской. Таким образом, правильный ответ – 4, 5 и 1, 3.

Ответ: 4513
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. На два года остаётся всё по-прежнему: и барщина остаётся, и помещику власть над вами остаётся, как была. А где барщины не было, а был оброк, там оброк остаётся, либо какой прежде был, либо ещё больше прежнего станет. Это на два года, говорит царь. В два года, говорит царь, землю перепишут да отмежуют. Как не в два года!»
Б) «Революционер — человек обречённый. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и насмерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нём единою холодною страстью революционного дела».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Автор документа казнён за участие в покушении на Александра II.
  2. Отрывок является частью «Катехизиса революционера».
  3. Документ был впервые опубликован в газете «Русский инвалид».
  4. Автором документа считается Н. Г. Чернышевский.
  5. Данная прокламация появилась в 1861 г.
  6. Автор документа умер в Петропавловской крепости.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты источников. В первом идет речь о крестьянской реформе 1861 года, которая, по мнению автора прокламации, не дала крестьянам того, что они хотели и сохранила прежние повинности и зависимость крестьян от помещиков. Как мы помним, эта прокламация называлась «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Ее автор Н.Г. Чернышевский, вариант 4. Прокламация написана в 1861 году, после отмены крепостного права, вариант 5. Во втором фрагменте описывается личность революционера, как он должен себя вести и общаться с окружающими его людьми. Это «Катехизис революционера», написанный С.Г. Нечаевым. Соответственно, правильный ответ 2 и 6.

Ответ: 4526
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря».
Б) «Ольга с сыном своим (___) собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против неё. И когда сошлись оба войска для схватки, (сын) бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был (сын) ещё ребёнок. И сказали Свенельд и Асмуд: „Князь уже начал; последуем, дружина, за князем“. И победили древлян».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Результатом данного события стало изменение порядка сбора дани.
  2. Результатом данного события стало принятие Русью православия.
  3. Данное событие произошло в первой половине XI в.
  4. Упомянутый в источнике князь заключил первый письменный договор с Византией.
  5. Упомянутый в источнике князь разгромил Хазарский каганат.
  6. Данное событие произошло во второй половине IX в.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты исторических источников и выделим в них существенное. В первом говорится о походе князя Олега, который закончился взятием Киева, где княжили Аскольд и Дир. Таким образом, в задании идет речь об образовании Древнерусского государства. Соответственно, правильный ответ 4, 6. Во втором фрагменте идет речь о походе княгини Ольги вместе с малолетним сыном против древлян. Можно сделать вывод, что этот поход состоялся после восстания древлян, которые убили киевского князя Игоря, собиравшего с них дань. Правильные ответы 1 и 5 (малолетний князь – Святослав Игоревич).

Ответ: 4615
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В Нижнем же казны становилось мало. Он же нача писать по городам в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищение Московского государства. В городах же слышали в Нижнем собрания, рады были, и посылали к нему на совет и многую казну к нему посылали и свезли к нему из городов многую казну. Слышали же в городех ратные люди, что в Нижнем собираются все свободные люди, пошли из всех городов. Первые же пришли коломничи, потом рязанцы, потом же из Украинных городов многия люди и казаки и стрельцы, кои сидели в Москве при царе Василье. Они же им даваша жалованье. Богу же преизревшу на ту рать, и даст меж ними совет велий и любовь, что отнюдь меж ими не было вражды никакой».
Б) «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твёрдостью. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегши армию, ещё не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвой приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Документ имеет отношение к совещанию в Филях.
  2. События происходили во время Ливонской войны.
  3. Современниками событий были К. Минин и Д. Пожарский.
  4. По итогам войны состоялся третий раздел Речи Посполитой.
  5. Битва при Бородине состоялась 26 августа 1812 г.
  6. Ради освобождения Москвы ополчение создавалось дважды.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. В обоих идет речь о нашествии неприятеля на Россию. Выделим самое главное в двух фрагментах. В первом идет речь о сборе ополчения для защиты Москвы. Причем это ополчение собирается в Нижнем Новгороде. Как мы помним, подобные события имели место в период Смутного времени начала XVII века. Соответственно, выбираем варианты 3 и 6. Во втором фрагменте речь идет о событиях Отечественной войны 1812 года, так как упоминается Бородино и происходит совет, цель которого решить, нужно ли защищать Москву от французов. К этому фрагменту относятся варианты 1 и 5.

Ответ: 3615
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) 1) «Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также женского пола, которые вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными поступками, многий вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким же вредным поступкам примеры подают, таковых за оныя непотребства, однако же годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь принимать по заручным доношениям, от самых помещиков, или от их поверенных…»
Б) 1) «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин…
5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Данный указ был издан Петром I.
  2. По данному указу помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь на поселение.
  3. Данный указ был издан в годы дворцовых переворотов.
  4. Согласно указу в России создавались военные поселения.
  5. Указ подписал император Александр I.
  6. В народе известен как указ «о вольных хлебопашцах».

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Прочитаем внимательно представленные в задании фрагменты исторических источников и выделим в них главное. Они близки по своему содержанию, так как посвящены положению крестьян, находящихся в крепостной зависимости. Существенное отличие между ними состоит в том, что в первом источнике говорится о наказании крестьян за сопротивление помещикам, а во втором – о возможности их освобождения от крепостной зависимости. Как мы помним, в середине XVIII века был принят ряд указов, ухудшающих положение крестьянства, соответственно первому фрагменту соответствуют характеристики 2 и 3. И во втором фрагменте идет речь о так называемом указе о «вольных хлебопашцах» от 1803 года. Этому фрагменту соответствуют варианты 5 и 6.

Ответ: 2356
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
A) «Со времён Петра упало духовенство в России. Первосвятители наши уже только были угодниками царей и на кафедрах языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных — главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если государь председательствует там, где заседают главные сановники церкви, если он судит их или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный; усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных».
Б) «Он очень любил военное дело и не носил другой одежды, кроме мундира; но он с каким-то энтузиазмом хотел подражать во всём королю Пруссии, как его личности, так и в военном деле; он был полковником прусского пехотного полка и носил его мундир, что, казалось, вовсе не соотносилось с его саном.
Неизвестны религиозные убеждения императора, но примечательно, что во время богослужения он был крайне невнимателен, вызывал возмущение тем, что ходил туда-сюда, чтобы поболтать с дамами.
Было также и нечто восторженное и в той поспешности, с которой он хотел выступить с российской армией, чтобы возвратить герцогство Шлезвигское и начать войну с королём Дании, которого нужно было, как он говорил, низложить и сослать в Малабар».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. В правление этого монарха произошёл переход от конфронтации к союзу с Пруссией.
  2. Монарх, упомянутый в отрывке, был мужем Екатерины I.
  3. В период правления монарха, упомянутого в отрывке, были отменены таможенные пошлины.
  4. Монарх, упомянутый в отрывке, начал секуляризацию церковных земель.
  5. Автор обвиняет монарха в переходе в протестантство.
  6. В период правления монарха, упомянутого в отрывке, был установлен светский контроль над церковью.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитай приведенные в задании фрагменты исторических источников. Обращай внимание, что тексты либо сходны между собой, либо посвящены одному периоду истории. Прочитаем первый фрагмент. В нем прямо упоминается имя царя, это Петр I. При нем, как мы помним, было ликвидировано патриаршество в России и учрежден Синод как высший орган руководства церкви. Теперь мы легко определим, что содержанию текста соответствуют варианты 2 и 6. Во втором фрагменте также говорится об императоре России. Образ, нарисованный автором текста, убеждает нас, что этот правитель явно не любил Россию, ее культуру, традиции, и вряд ли был православным человеком. К тому же он являлся поклонником прусского короля. Теперь вспоминаем, что в истории России был только один такой монарх - Петр III.

Ответ: 2614
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
A) «Прожив с первой своей женой Соломонией двадцать шесть лет, он постриг её в монашество, хотя она не помышляла об этом и не хотела этого, и заточил её в самый дальний монастырь, находящийся за двести с лишним миль от Москвы, в Каргопольской земле. Итак, он распорядился ребро своё, то есть Богом данную святую и невинную жену, заключить в темницу, крайне тесную и наполненную мраком. А сам женился на Елене, дочери Глинского, хотя и препятствовали ему в этом беззаконии многие святые и добродетельные не только монахи, но и сенаторы его».
Б) «Он был коронован и возведён на… престол. В то же время он отпраздновал своё бракосочетание с Анастасиею, дочерью одного князя знатного происхождения; отец её Роман Захарьевич был самым знатным в этой стране после великого князя; коронование и свадьбу совершили по обычаю этой страны с большим торжеством. Так были прекращены смуты, и многие знатные люди были обвинены и сосланы на великие бедствия, и постигла их жалкая смерть от голода и скорби, таков был их конец. По воцарении [он] несколько лет правил весьма хорошо, но затем, узнав, каковы московиты, начал их жестоко обуздывать и тиранить. Великая княгиня родила ему трёх сыновей; первый из них по имени Димитрий утонул ещё ребёнком».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Жена монарха, упомянутая в данном отрывке, впоследствии стала регентом при малолетнем правителе.
  2. В отрывке идёт речь о Петре I.
  3. В отрывке идёт речь о Василии III.
  4. В отрывке идёт речь об Иване IV.
  5. Один из сыновей монарха, о котором идёт речь, погиб в Угличе.
  6. Современником монарха, о котором идёт речь в отрывке, был А.Д. Меншиков.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитай представленные в задании фрагменты исторических источников. Обрати внимание на особенность задания! Представленные фрагменты, как правило, очень сходны между собой либо по исторической эпохе, либо содержанию. Теперь попытаемся понять, о чем идет речь в первом фрагменте. Человек, который развелся со своей женой Соломонией, был великим князем московским. Мы знаем, что далее он женился на Елене Глинской. Теперь можно точно утверждать, что речь в тексте идет о Василии III. Теперь тебе легко выбрать правильные ответы: 1 и 3. Во втором фрагменте также идет речь о правителе. Внимательно читая текст, видим, что он женится на Анастасии, от которой у царя рождается трое детей. И в конце узнаем самое главное: царь начинает тиранить, т.е. проводит террор против своих подданных. Не подлежит сомнению, что в тексте идет речь про Ивана IV Грозного. 

Ответ: 1345
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
A) «По вступлению моему с высочайшего Вашего императорского величества повеления в должность министра народного просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления, следующее выражение: „Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе православия, самодержавия и народности“».
Б) «Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того – изобретение различных министерств, учреждение Государственного совета и проч. Дела не лучше производятся – только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Данный документ относится к периоду правления Александра I.
  2. Автор данного документа — С. С. Уваров.
  3. Данный документ относится к периоду правления Николая I.
  4. Государственный орган, об учреждении которого упомянуто в отрывке, существовал в Российской империи до 1917 г.
  5. Автор данного документа — М. М. Сперанский.
  6. Данный документ относится к периоду правления Александра II.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. В первом отрывке идет речь о формировании так называемой концепции «православие, самодержавие, народность». Как мы знаем, она возникла в XIX веке, в царствование Николая I, а ее автором был Уваров. Соответственно, правильные ответы 2 и 3. Во втором фрагменте говорится о создании в России новых органов власти – Министерств и Государственного совета. Это произошло, как мы помним, при Александре I, в первой четверти XIX века. Также обратим внимание, что автор текста не совсем одобряет такие реформы, обращая внимание на важность людей, а не формы.

Ответ: 2314
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
A) «Статья I. Его Величество Император всея Руси сим обязуется уступить Соединенным Штатам всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне Его Величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Сказанная территория заключается в нижеозначенных географических границах, а именно: восточною границею служит линия разграничения между российскими и британскими владениями в Северной Америке, как таковая линия постановлена конвенциею, заключенною между Россиею и Великобританиею 16/28 февраля 1825 года... Западная граница проходит через точку в Беринговом проливе под 65 градусов и 30 минут северной широты в ее пересечении с меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна... от острова Ратманова, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане... Граница... включает в уступленную территорию все Алеутские острова, лежащие к востоку от... меридиана (193 градусов западной долготы)».
Б) «Cт. III В следствии того, как в прелиминарном втором артикуле положено, что река Днестр навеки имеет быть границею между обеими Империями, так что впредь пределы Империи Всероссийской имеют простираться до помянутой реки, и ныне обе договаривающияся Империи между собою согласилися и постановили, что между Империeю Всероссийскою и Портою Оттоманскою пребудет границею река Днестр, так, что все земли, на левом берегу помянутой реки лежащия, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Всероссийской Империи, а на правом берегу помянутой реки и лежащия все земли, по возвращении их со стороны Всероссийской Империи, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Порты Оттоманской».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Приведён отрывок из Ясского договора 1791 г.
  2. Современником событий был Николай I.
  3. Данный договор был подписан в 1860-е гг.
  4. Документ определил границы Русской Америки, закрепляемой за Россией этим соглашением.
  5. Договору предшествовала война, в которой прославили свои имена А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.
  6. В тексте речь идёт о продаже Аляски Соединённым Штатам Америки.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты источников, и определим, чему они посвящены и каким историческим эпохам принадлежат. Для уточнения наших знаний внимательно прочитаем варианты ответов. В первом случае говорится о продаже российской территории США. Это может быть только договор о продаже Аляске. Соответственно, правильные ответы 3 и 6. Во втором фрагменте приведен отрывок из мирного договора между Россией и Турцией. Этому договору предшествовала очередная русско-турецкая война.

Ответ: 3615
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Данное задание составлено по модели ЕГЭ 2021 года, но его решение является очень важным для тренировки других заданий экзамена.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
A) «Около 200 человек напали на управление 2-го участка Васильевской части, разбили окна, разломали двери, не причинив повреждений никому из служащих в участке, которые отстреливались из револьверов. В то же время несколько лиц, из коих один был вооружен шашкою, напали на полицейского пристава, но, ввиду угрозы с его стороны револьвером, скрылись во двор дома. В пятом часу дня на Малом проспекте, между 4-й и 8-й линиями, толпа, достигшая до 8 000 человек, соорудила новую баррикаду, причем в этом месте, по-видимому, находился священник Гапон. Баррикада эта была атакована войсками, произведшими несколько выстрелов в толпу, которая и рассеялась, но означенный священник, подлежащий безусловному аресту, успел скрыться».
Б) «Между тем две возмутившиеся роты Московского полка не смирялись. Они построились в батальон-каре перед Сенатом; ими начальствовали семь или восемь обер-офицеров, к коим присоединилось несколько человек гнусного вида во фраках. Небольшие толпы черни окружали их и кричали: «Ура!» Необходимость противопоставить им достаточное число верных войск была очевидна. Государь император дал повеление вывести один батальон Преображенского полка и, предводительствуя оным, приблизился к месту, где были собраны бунтующие, но с твердым намерением не употреблять силы, пока будет хотя малейшая вероятность кротостью и увещанием образумить ослепленных мятежников».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Восставшие застрелили генерала М.А. Милорадовича.
  2. Императором, упомянутым во фрагменте, был Александр I.
  3. Баррикады появились после расстрела мирной демонстрации рабочих.
  4. События, упомянутые в отрывке, произошли в 1820 г.
  5. К восставшим присоединился Гвардейский морской экипаж.
  6. Описанные события произошли в январе 1905 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты исторических источников. Попытаемся определить, какие события в них представлены. В первом фрагменте идет речь о событиях, приведших к началу первой русской революции. Упоминается священник Гапон, которого хотели арестовать. Таким образом, мы можем точно сказать, что речь идет о Кровавом воскресенье 9 января 1905 года. Во втором фрагменте идет речь о событиях, приведших к выступлению против официальной власти, так как в тексте идет речь о противостоянии войск верных императору и мятежных ему. Так как в тексте упоминается Сенат, то события происходили в столице Санкт-Петербурге. Единственное событие, возможное в этот период – это восстание декабристов в 1825 году. Теперь рассмотрим каждый из вариантов ответа. Восставших пытался остановить генерал Милорадович. Он был убит. Этот вариант относится к фрагменту Б). Во втором варианте указывается, что во фрагменте упоминается император Александр I. Восстание декабристов, как мы знаем, произошло после смерти этого императора. Этот вариант неправильный. В третьем варианте говорится, что баррикады появились после расстрела мирной демонстрации. Это может быть соотнесено только с первым фрагментом, событиями 9 января. Таким образом, это правильный вариант. В 4 варианте ответов говорится, что события, упомянутые в отрывке, произошли в 1820 году. Восстание декабристов имело место в 1825 году. Этот вариант не относится ни к одному из фрагментов. В 5 варианте указывается, что к восставшим присоединился Гвардейский морской экипаж. Это соотносится с восстанием декабристов. И, наконец, последний вариант связан с первым фрагментом.

Ответ: 3615
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
A) «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками; и только они одни в войске Александра Витовта стяжали в тот день славу за храбрость и геройство в сражении; все же остальные, оставив поляков сражаться, бросились врассыпную в бегство, преследуемые врагом».
Б) «Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. В данном сражении были разбиты рыцари Тевтонского ордена.
  2. Описанная в отрывке битва произошла в 1240 г.
  3. Союзником одной из сторон выступал Ливонский орден.
  4. Описанные события произошли в начале XVI в.
  5. Современником сражения был хан Батый.
  6. Александр Витовт являлся Великим князем литовским.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Сначала определим, о каких событиях идет речь в источниках. В первом варианте, судя по содержанию, говорится о смоленских рыцарях, которые сражались на стороне польского войска под началом Александра Витовта. Очевидно, что источник описывает события Грюнвальдской битвы 1410 года, положившей конец могуществу Тевтонского ордена и укрепившей положение Великого княжества Литовского, которое на тот момент включало в свой состав и Польшу, и смоленские земли. Второй фрагмент описывает житие Александра Невского, который за 200 лет до Грюнвальдской битвы также нанес поражение рыцарям Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 году, однако, в житии подробности этого события не указаны. Теперь мы без проблем подбираем нужные нам варианты.

Ответ: 1625
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по истории: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты

Бесплатный интенсив по истории

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 26 марта.

Бесплатный интенсив