Задание 12. Анализ исторического текста. ЕГЭ 2020 по истории

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 57.4%
Ответом к заданию 12 по истории может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

Задача 1

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Политдонесение начальника Политуправления

[Прикарпатского] ВО Л. И. Брежнева начальнику ГлавПУ [Главного Политического управления] Красной Армии И. В. Шикину о действиях украинских националистов в районе дислокации войск округа

г. Черновцы 21 октября 1945 г.

СОВ. СЕКРЕТНО

ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ

О бандитских действиях украинских националистов в районах дислокации войск округа.

За последнее время отмечается значительная активизация националистических банд, особенно в районах Станиславской и Тарнопольской областей. По оперативным данным националисты располагают в районах Станиславской и Тарнопольской областей разветвлённой сетью так называемых боёвок (10–20 человек), а в предгорьях Карпат иногда появляются и более крупные банды. Бандиты вооружены карабинами, автоматами, пулемётами; имеют гранаты и взрывчатые вещества.

Бандитские действия направлены на дезорганизацию работы органов Советской власти на местах. Бандиты терроризируют партийных и советских работников, приезжающих в сёла, поджигают сельсоветы, уничтожают документы, убивают местных работников, которые не поддерживают их. Семьи советского актива уничтожают.

По неполным данным за 1-ю половину сентября бандиты убили председателей сельсоветов в сёлах Яворивка и Студинка Калушского района и селе Химчин Коршевского района.

В с. Темировцы Галичского района повесили председателя сельсовета, а его жену и сестру расстреляли. В с. Клещовка Рогатинского района бандиты повесили активиста сельсовета и увели председателя сельсовета. В с. Куринов этого же района бандиты повесили сына священника „за то, что он русский“. В с. Кабаки бандиты ранили председателя и секретаря сельсовета и секретаря [районного комитета комсомола]».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь идёт о заключительном этапе Великой Отечественной войны.
  2. Автор донесения в 1964 — 1982 гг. возглавлял СССР.
  3. Антисоветские вооружённые группы действовали только против воинских частей Советской армии.
  4. В западных районах Украины действовали многочисленные националистические бандитские группы.
  5. Местное население не поддерживало бандитов.
  6. Ликвидация бандгрупп была затруднена, так как они опирались на сочувствовавшее им местное население.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем идет речь о террористических актах и нападениях вооруженных националистических группировок на советские органы власти на западе Украины. Автор телеграммы – Л.И. Брежнев, она написана в октябре 1945 года. Теперь анализируем предложенные в вариантах ответа суждения. К октябрю 1945 года Великая Отечественная война уже закончилась. Далее вспоминаем, что в 1964-1982 годах Л.И. Брежнев возглавлял СССР. Из текста телеграммы видно, что антисоветские вооруженные группы действовали и против мирного населения. Четвертый вариант подтверждается полностью текстом телеграммы. И, наконец, долгое время существования вооруженных группировок объяснялось тем, что они поддерживались местным населением. Таким образом, правильный ответ 2, 4, 6.

Ответ: 246
Показать решение

Задача 2

Прочтите отрывок из воспоминаний военного лётчика Я. Н. Журина.

«Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда в <…> небе и зазвучала „отборная“ русская речь.

Кстати, поначалу были и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян — Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в <…> залив — там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны. <…> Но вот характерная деталь: в этот период в <…> небе встречались в основном истребители. <…> наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиков типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики „Мустанг“ и „Скайрейдер“, да и реактивные истребители-бомбардировщики тоже. <…> в основном действовали истребители F-86 „Сейбр“. Бои с ними давались нелегко, потери были немалые».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь идёт о войне в Афганистане.
  2. Автор пишет о войне в Корее.
  3. События происходили в 1970–1980-е гг.
  4. Советское руководство стремилось не допустить огласки участия наших лётчиков в боевых действиях.
  5. Автор осуждает участие советских лётчиков в войне.
  6. Советские и американские лётчики несли серьёзные потери.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из воспоминаний военного летчика. В нем идет речь о боевых действиях советских летчиков на территории чужого государства, которое было разделено на две части по 38 параллели. Противниками наших летчиков были американцы. Теперь можно сделать вывод, что речь идет о боях в небе Кореи в 1950-е годы. Теперь выбираем правильные варианты ответов. Это 2, 4 и 6.

Ответ: 246
Показать решение

Задача 3

Прочтите отрывок из документа.

«Когда ______ был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. _______ собрал воинов многих, варягов и словен, пришёл к Киеву и вошёл в город свой… Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел _______. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня… Заложил _______ город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию... И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его ___________ землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Отцом правителя, упомянутого в тексте, является Владимир I.
  2. Правитель, о котором идёт речь, погиб от рук половцев.
  3. Описанные в документе события произошли в XI в.
  4. Современником правителя, упоминаемого в документе, был митрополит Иларион.
  5. Один из монастырей, заложенных правителем, о котором идёт речь в документе, Троице-Сергиев монастырь.
  6. Жене правителя, о котором идёт речь в документе, поставлен памятник во Франции.
Решение

Внимательно прочитаем текст задания. В нем идет речь об одном из событий древнерусской истории – битве с печенегами и их изгнании из пределов Руси. Теперь выбираем верные суждения. В тексте говорится, что отец этого правителя принял христианство. Это конечно был Владимир I. Соответственно, в тексте идет речь об Ярославе Мудром. Он не погиб от рук половцев, а умер своей смертью. Сражение с печенегами действительно произошло в начале XI века. Митрополит Иларион стал первым митрополитом, который был поставлен не из Византии, а являлся русским иерархом. Троице-Сергиев монастырь был заложен Сергием Радонежским в XIV веке. И наконец, памятник во Франции был поставлен Анне Ярославне, дочери Ярослава. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4.

Ответ: 134
Показать решение

Задача 4

Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Мы, великий государь, наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и всё наше царского величества Войско Запорожское, пожаловали велели им бытии под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилегиям… и тех их прав и вольностей нарушать ничем не велели, и судиться им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояре и воеводы в те их войсковые суды вступать не будут. А число Войска Запорожского указали… 60 000, всегда полное. А буде судом божьим смерть случатся гетману, мы, великий государь, позволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаям самим меж себя».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Вошедшие по этому указу в состав России земли принадлежали Турции.
  2. Автором документа была Екатерина II.
  3. Документ был издан во время «бунташного века».
  4. Принятие данного документа привело к воссоединению Правобережной Украины с Россией.
  5. По данному указу в состав России вернулась Левобережная Украина.
  6. Согласно этому документу за запорожским казачеством сохранялось право избрания гетмана.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из воспоминаний. Выделим в нем главное. Речь идет о переходе под власть российского царя Войска Запорожского во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Как мы помним, это случилось на Переяславской раде в 1654 году в царствование Алексея Михайловича. Теперь нам легко выбрать правильные варианты ответа. Это 3 (XVII век стал «бунташным»). К России была присоединена Левобережная Украина вместе с Киевом. И, как мы видим из текста документа, в результате его принятия казаки сами пока еще могли избирать гетмана.

Ответ: 356
Показать решение

Задача 5

Прочтите отрывок из документа.

«1. Каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет... за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании...

6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству подавшего... заявление домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

12. Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Документ был издан Александром I.
  2. При императоре, издавшем данный документ, произошла Русско-японская война.
  3. В разработке документа большую роль сыграл П. А. Столыпин.
  4. Издание документа относится ко второй половине XIХ в.
  5. Документ положил начало созданию отрубов и хуторов.
  6. Император, издавший документ, не имел детей.
Решение

Внимательно прочитаем представленный в задании отрывок из исторического документа и выделим в нем главное. В тексте идет речь о возможности выделения надела земли и выхода крестьянина из общины. Как мы помним из истории, попытку разрушить общину предпринял Столыпин после первой русской революции 1905-1907 годов. Теперь выбираем правильные варианты ответа. Российским императором, правившим эти годы, был Николай II, у которого было 5 детей (вариант 2 верный, 6 – нет). Также правильный вариант 3 и 5 (в создании хуторов и отрубов заключалась одна из важнейших целей реформы).

Ответ: 235
Показать решение

Задача 6

Прочтите отрывок из летописи.

«Государство же своё Московское, воинство, и суд, и управу, и всякие дела земские приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быть в земских: князю Ивану Дмитриевичу Бельскому, князю Ивану Фёдоровичу Мстиславскому, и всем бояром. А конюшему, и дворецкому, и казначеем, и дьяком, и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу чинити по старине, a o больших делах приходити к бояром. А ратные каковы будути вести или земские великие дела, и бояром о тех делах приходити к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинити.
За подъём же свои приговорил царь и великий князь взяти из Земского приказа сто тысяч рублёв; а которые бояры и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В документе речь идёт о разделении страны на две части, в каждой из которых было своё правление.
  2. Князья, упомянутые в данном отрывке, входили в состав Избранной рады.
  3. События, о которых говорится в документе, произошли в 1580-х гг.
  4. При царе, в правление которого происходили упомянутые события, началось продвижение в Сибирь.
  5. Царь, в правление которого происходили упомянутые события, был избран Земским собором.
  6. В тексте упоминаются придворные чины дворовых людей в средневековой Руси.
Решение

Читаем отрывок из летописи и выделим в нем главное. В тексте идет речь о разделении государства на две части, те бояре и управляющие, которые управляли этими территориями, назывались земские. Соответственно, речь идет о политике Ивана IV, который разделил территорию страны на две части: опричнину и земщину. Теперь выбираем правильные варианты ответа: 1, 4, 6.

Ответ: 146
Показать решение

Задача 7

Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы.

«Кони ржут за Сулой, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле! Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: „Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, уже осёдланы у Курска. А мои то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы“».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате описанных событий Хазарский каганат прекратил существование.
  2. Описанные события произошли в 1185 г.
  3. Противником Игоря и Всеволода был печенежский хан Куря.
  4. В результате сражения князь Игорь был взят в плен.
  5. Русские одержали блистательную победу над половцами.
  6. Игорь правил в Новгород-Северском княжестве.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из произведения древнерусской литературы. В нем упоминаются такие исторические персонажи как князь Игорь и Всеволод. Князья собираются в поход на врага. Таким образом, в задании идет речь о неудачном походе князя Игоря в половецкие степи. Теперь выбираем правильные суждения. Поход был направлен против половцев, соответственно варианты 1, 3 и 5 отпадают. Таким образом, правильные варианты 2, 4 и 6.

Ответ: 246
Показать решение

Задача 8

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника.

«В общем с 22 мая по 30 июля вверенными мне армиями было взято всего 8255 офицеров, 370 153 солдата, 496 орудий, 144 пулемёта и 367 бомбомётов и миномётов, около 400 зарядных ящиков, около 100 прожекторов и громадное количество винтовок, патронов, снарядов и разной другой военной добычи. К этому времени закончилась операция армий Юго-Западного фронта по овладению зимней, чрезвычайно сильно укреплённой неприятельской позицией, считавшейся нашими врагами безусловно неприступной. На севере фронта нами была взята обратно значительная часть нашей территории, а центром и левым флангом вновь завоёвана часть Восточной Галиции и вся Буковина».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате событий, описанных в отрывке, Румыния вступила в войну на стороне Антанты.
  2. Наступление было организованно Временным правительством.
  3. Наступление было осуществлено под руководством А. А. Брусилова.
  4. В результате наступления русских войск Австро-Венгрия капитулировала.
  5. Описанные события произошли в 1916 г.
  6. Наступление происходило в разгар битвы при Вердене.
Решение

Внимательно прочитаем условие задания. В нем идет речь о крупном наступлении русских войск, которое было успешным и привело к завоеванию ряда территорий и пленению большого количества неприятельских солдат. Упоминается участвовавший в операции Юго-Западный фронт. Мы можем сделать вывод, что речь идет о событиях Первой мировой войны, крупнейшем наступлении русских войск под руководством А.А. Брусилова. Соответственно, правильные варианты 1, 3, 5.

Ответ: 135
Показать решение

Задача 9

Прочтите отрывок статьи из газеты «Ленинградская правда».

«Вчера четверо отважных героев сошли на берег родной земли. Папанин, Кренкель, Ширшов и Фёдоров — покорители Северного полюса — вернулись в Советский Союз. Городу Ленина выпала честь первому встречать героическую папанинскую четвёрку, первому приветствовать славных сынов народа, возвращающихся из беспримерного дрейфа. Величественна и волнующа была эта встреча. Сотни тысяч трудящихся города Ленина вышли на улицу. От порта к центру города протянулись бесчисленные колонны ликующих людей. Плакатами, знамёнами, портретами руководителей партии и государства был разукрашен весь город».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Все четверо участников экспедиции были удостоены звания Героя Советского Союза.
  2. Участники дрейфа были спасены экипажем парохода «Челюскин».
  3. Описанные события произошли в 1937 г.
  4. Главой Центрального исполнительного комитета СССР в описываемый период являлся И. В. Сталин.
  5. Поиск участников дрейфа возглавлял В. П. Чкалов.
  6. И. Д. Папанин возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс».
Решение

Внимательно прочитаем отрывок статьи из газеты «Ленинградская правда». В ней идет о дрейфующей экспедиции под руководством Папанина в 1937-1938 годах. Теперь выбираем правильные варианты ответа. При этом обращаем внимание, что среди вариантов представлены события, связанные с экспедицией парохода «Челюскин». Поэтому отбрасываем варианты 2 и 5. Главой Центрального исполнительного комитета СССР в 1930-е годы был М.И. Калинин. Соответственно, правильные ответы 1, 3, 6.

Ответ: 136
Показать решение

Задача 10

Прочтите отрывок из статьи государственного деятеля.

«С наступлением периода предвыборной агитации вновь поднялся раздор из-за вопросов о монархизме, конституционализме и парламентаризме.

Законодательная, исполнительная и судебная власти не суть отдельные самостоятельные власти, а являются лишь функциями единой, по существу, неделимой государственной власти, как их сущности, получающими свои наименования в зависимости от объектов применения последней. <…>

Но совместимо ли, спрашивают, самодержавие и народное представительство? <…> Формула „царь и народ — единство“ представляется не только выражением религиозно-нравственного сознания или плодом отвлечённой мысли, но заключает в себе глубокий реальный смысл, и содержание её, с дальнейшим развитием народа и ослаблением средостения между царём и народом, становится всё шире и разностороннее.

<…> Уверяют ещё, что правовой строй более обеспечивает Россию от торжества республиканских и анархических идей, чем строй самодержавный. Во-первых, это фактически неверно: современность доказывает это воочию, да к тому же идеи эти проникли в Россию из правовых государств; во-вторых, соображения эти хорошо известны крайним элементам и своею полицейскою окраскою не только их не успокаивают, а, наоборот, до крайности раздражают и толкают на крайние средства; в-третьих, не монархическая идея вызвала к жизни эти учения, а извращение её злоупотреблениями средостения… Монархическая идея, по существу своему, идея демократическая, и не ей бояться республиканских стремлений.

<…> Парламентаризм — принцип не монархический, а республиканский, притом не демократический, а аристократический. В борьбе с королевской властью его выдумала властолюбивая английская аристократия, заигрывавшая с народом, эксплуатировавшая его, но боявшаяся настоящего народовластия».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Статья посвящена выборам в Государственную думу.
  2. Современником описанных событий был М. М. Сперанский.
  3. Инициатором проведения выборов был М. Т. Лорис-Меликов.
  4. Автор считает парламентаризм проявлением демократизма.
  5. События, которым посвящена статья, относятся к началу XX в.
  6. Проведение выборов привело к установлению в России республики.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из статьи государственного деятеля. В ней автор размышляет о таких понятиях как монархия, республика, демократия и парламентаризм применительно к России. При этом в начале статьи идет речь о событиях, связанных с предвыборной агитацией, т.е. речь идет о выборах, которые в Российской империи проходили в Государственную думу. Соответственно, правильный вариант 1. Отбрасываем варианты 2 и 3, так как и Сперанский и Лорис-Меликов жили раньше. Далее выбираем варианты 4 и 5, зная о том, что после выборов в Государственную думу в России не установилась республика, а сформировалась дуалистическая монархия.

Ответ: 145
Показать решение

Задача 11

Прочтите отрывок из выступления председателя правительства.

«На политическом положении долго останавливаться не приходится. Политический вопрос теперь вплотную подходит к военному. Слишком ясно, что Керенский привлёк корниловцев, кроме них ему опереться не на кого. В Москве они взяли Кремль, а окраины, где живут рабочие и вообще беднейшее население, не в их власти. На фронте за Керенским нет никого. Даже колеблющиеся элементы, как, например, члены железнодорожного союза, высказываются за декрет о мире и о земле.

Громадное большинство крестьян, солдат и рабочих стоит за политику мира.

Это не политика большевиков, вообще не политика «партийная », а политика рабочих, солдат и крестьян, т. е. большинства народа. Мы не проводим программы большевиков, и в земельном вопросе наша программа взята целиком из крестьянских наказов.

Не наша вина, что эсеры и меньшевики ушли. Им предлагали разделить власть, но они хотят подождать, пока кончится борьба с Керенским.

К участию в правительство мы приглашали всех. Левые эсеры заявили, что они хотят поддерживать политику Советского правительства. О несогласии с программой нового правительства они не решались даже заявить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Данное выступление состоялось в 1922 г.
  2. Правительство, о котором идёт речь в выступлении, сформировано II Съездом Советов.
  3. Одним из членов упомянутого правительства был Л. Д. Троцкий.
  4. Левые эсеры позднее вошли в состав упомянутого правительства.
  5. Правительство, о котором идёт речь, было сформировано в марте 1917 г.
  6. Политический деятель, выступивший с данной речью, возглавлял правительство до 1930 г.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем описываются события, которые привели к падению Временного правительства и приходу к власти большевиков. Но новая власть еще неустойчива и предлагала разделить власть с другими силами, с эсерами и меньшевиками. В Москве тем временем происходит вооруженная борьба между Временным правительством и сторонниками новой власти. Таким образом, можно сделать вывод, что в историческом источнике описаны события ноября 1917 года. Соответственно, отбрасываем вариант 1. Варианты 2, 3 и 4 соответствует исторической действительности. Советское правительство (СНК) было сформировано в октябре 1917 года. Его возглавлял Ленин, который умер в 1924 году.

Ответ: 234
Показать решение

Задача 12

Прочтите отрывок из Декларации Временного правительства о его составе и целях.

«Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над тёмными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. <…>

В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам, политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Декларация была принята в 1917 г.
  2. Декларация устанавливала конституционную монархию в России.
  3. Выборы в Учредительное собрание, о котором идёт речь в Декларации, не были проведены.
  4. Декларация была подписана Николаем II.
  5. Учредительное собрание, о котором идёт речь в Декларации, собралось в 1918 г.
  6. Созданное по данной Декларации Временное правительство возглавил Г. Е. Львов.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из Декларации Временного правительства. Из первого абзаца следует, что речь идет о первых днях после февральской революции, так как еще существовал Временный комитет членов Государственной думы. Для нас это будет самое существенное. Теперь выбираем варианты 1 и 6, так как первым председателем Временного правительства был Г.Е. Львов. Теперь вспомним, что Учредительное собрание собралось только после октябрьской революции 1917 года, в 1918 году, вариант 5.

Ответ: 156
Показать решение

Задача 13

Прочтите отрывок из «Повести временных лет».

«И пришёл …[князь] к Царьграду; греки же …город затворили. И вышел …[он] на берег, и приказал воинам вытащить корабли на берег, и разорил окрестности города, и много перебил греков, и множество палат разрушили, и церкви пожгли… и много другого зла причинили русские грекам, как обычно поступают враги.
И повелел …[князь] своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к …[князю]: „Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь“. И остановил … [князь] воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: „Это не … но святой Дмитрий, посланный на нас Богом“. И потребовал …[князь] выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в начале IX в.
  2. В отрывке описан поход князя, который ранее объединил под своей властью Киев и Новгород.
  3. В походе, завершение которого описано в отрывке, русское войско пересекло Каспийское море.
  4. Князь, о котором идёт речь в отрывке, заключил в результате описанного похода выгодный для Руси договор с государством, столица которого упомянута в отрывке.
  5. Князь, о котором идёт речь в отрывке, погиб в ходе восстания древлян, поднявшегося при попытке сбора дополнительной дани.
  6. Введение уроков и погостов было осуществлено в том же веке, к которому относятся описанные в отрывке события.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из летописи. В нем говорится об успешном походе русского войска на Царьград (Константинополь). Греки вынуждены были выплатить большую дань, чтобы не допустить штурма города. Теперь вспоминаем, что успешный поход на Константинополь возглавил князь Олег. Соответственно, выбираем вариант 2, 4. В ходе восстания древлян погиб князь Игорь, соответственно пятый вариант неправильный. И в результате реформ княгини Ольги в X веке были введены уроки и погосты, вариант 6.

Ответ: 246
Показать решение

Задача 14

Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

«Таврический дворец к ночи превратился в укреплённый лагерь <...> Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания „Совета рабочих и солдатских депутатов“. У него были свои заботы. Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял своё положение в городе, разделив его на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были „районные комиссары для установления народной власти в районах“. Временный комитет Думы был оттеснён в далёкий угол дворца <...>, Родзянко уже чувствовал себя главой и вождём совершившегося. Около трёх часов ночи мы получили первые известия о действиях царя. <...> Не имея под руками текста манифеста <...> о престолонаследии, мы не сообразили тогда, что самый акт царя был незаконен. <...> Сопоставляя факты, нельзя было не прийти к выводу, что царь хитрил, — как он хитрил, давая октябрьский манифест».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Упоминаемые в отрывке события относятся к первой российской революции.
  2. Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Государственная дума.
  3. Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.
  4. Родзянко впоследствии возглавил правительство.
  5. В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.
  6. Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из воспоминаний современника и определим историческую эпоху, о которой идет речь в задании. В тексте говорится о падении старой власти и формировании органов новой – Совета рабочих и солдатских депутатов» и Временного комитета Думы. При этом царь подписал Манифест о своем отречении. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в истории России подобные события имели место только в феврале 1917 года, когда произошла Февральская революция и свержение самодержавия. Теперь выбираем верные суждения из представленных вариантов. Сразу отбрасываем вариант 1, так как Первая российская революция имела место в 1905-1907 годов. В ходе первой российской революции в октябре 1905 году Николай II подписал Манифест, в соответствии с текстом которого в России создавался законодательный орган – Государственная дума. События происходили в столице империи – Петрограде. Временное правительство, созданное после февральской революции, первоначально возглавил князь Львов, а не Родзянко. Хитрость Николая II, о котором упоминается в конце текста, заключалась в передаче престола брату – Михаилу. Таким образом, правильный ответ – 2, 3, 5.

Ответ: 235
Показать решение

Задача 15

Прочтите отрывок из документа.

«Царь … отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ. Заменить их он решает советом из представителей „людей государственных“ и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый просвещённый человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нём проявляется Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его ангелом и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; „имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества“».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Упоминаемый в отрывке царь – Иван Грозный.
  2. Все участники совета происходили из знатных боярских фамилий.
  3. Совет, о котором говорится в отрывке, – Избранная рада.
  4. Совет обладал законодательными функциями.
  5. Совет заменил Боярскую думу.
  6. В этот период в России происходят многочисленные реформы.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем идет речь о формировании совета вокруг царя. Фамилии участников этого совета позволяют утверждать, что речь идет об Избранной раде, созданной при Иване IV в первый период его царствования. Соответственно, выбираем варианты 1, 3 и 6.

Ответ: 136
Показать решение

Задача 16

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В начале военной кампании русский парусный флот одержал победу над флотом противника.
  2. По итогам войны Россия лишилась военного флота на Чёрном море.
  3. Сражение, обозначенное на схеме, закончилось победой войск противника.
  4. Война завершилась Андрианопольским мирным договором.
  5. Центральным событием военной кампании была оборона Севастополя.
  6. Тотлебен руководил обороной Севастополя.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных суждений. В начале войны русский флот под командованием Нахимова сжег турецкий флот у бухты Синоп. Таким образом, первое суждение правильное. Война закончилась поражением России, которая по итогам войны не могла иметь флот на Черном море. На схеме обозначено сражение под Балаклавой, которое закончилось безрезультативно. Андрианопольский мирный договор завершил русско-турецкую войну 1828-1829 годов. Оборона Севастополя стала решающим событием войны. С падением Севастополя Россия проиграла войну. Тотлебен был военным инженером, а обороной Севастополя руководили Истомин и Нахимов. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.

Ответ: 125
Показать решение

Задача 17

Назовите имя российского императора, правившего в период, когда началась война, события которой обозначены на схеме.

Решение

Крымская война происходила в 1853-1856 гг. В период с 1825 по 1855 годы в России правил Николай I.

Ответ: николайпервый
Показать решение

Задача 18

Укажите фамилию командующего русскими войсками в сражении, обозначенном на схеме цифрой «2».

Решение

Внимательно изучим данные исторической карты. Изображенные на ней географические наименования позволяют сделать предположение, что это территория Крымского полуострова и речь идет о событиях Крымской войны 1853-1856 гг. Как известно, командующим русскими войсками был Меншиков. Правильный ответ – Меншиков.

Ответ: меншиков
Показать решение

Задача 19

Прочтите отрывок Никоновской летописи.

«Государство же своё Московское, воинство и суд, и управу, и всякие дела земские приказал ведать и делать боярам своим, которым велел быть в земских: князю Ивану Дмитриевичу Бельскому, князю Ивану Фёдоровичу Мстиславскому и всем боярам. А конюшему, и дворецкому, и казначеем, и дьяком, и всем приказным людям велел быть по своим приказам и управу чинить по старине, а о больших делах приходить к боярам. А ратные каковы будут вести или земские великие дела, и боярам о тех делах приходить к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Согласно источнику, текущими делами в государстве ведали земские бояре и приказные люди, а верховная власть принадлежала государю.
  2. Государь выступал за укрепление позиций боярства.
  3. Итогом данной политики стало хозяйственное разорение Московского государства.
  4. Князья И. Д. Бельский и И. Ф. Мстиславский были участниками Смоленской войны.
  5. События относятся к XIV в.
  6. В отрывке летописи описываются события, происходящие в период опричнины.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из Никоновский летописи. В нем говорится о ситуации разделения государства на две части, одной из которых управляли земские бояре. Таким образом, речь идет о событиях периода опричнины Ивана IV Васильевича, когда государство было разделено на две части: земщину и опричнину. Теперь выбираем правильные варианты. Это 1, 3 и 6.

Ответ: 136
Показать решение

Задача 20

Прочтите отрывок из исторических «Записок».

«Накануне капитан царского флота норвежец Вессель пригласил меня на свою свадьбу; но в самый день свадьбы царь с утра послал сказать всем званным, в том числе и мне, что произойдёт она в доме князя Меншикова, и что мы имеем явиться туда. Жених и невеста, ввиду предстоявших им новых приготовлений по этому случаю, пришли в немалое замешательство. Маршалом на свадьбе был сам царь, а я, по русскому обычаю, посажёным отцом жениха».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Царь, о котором идёт речь в записках, воевал со Швецией.
  2. Норвегия не входила в Северный союз.
  3. В первые годы своего правления царь совершил поездку в европейские страны, чтобы найти союзников в борьбе с Османской империей.
  4. После смерти царя, о котором идёт речь в тексте, князь Меншиков попадёт в опалу и с семьёй будет сослан в Берёзов.
  5. За успехи при взятии Азова Меншиков был пожалован званием «генералиссимус».
  6. При царе, о котором идёт речь в источнике, в России появятся первые мануфактуры.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторических записок. Наша главная задача состоит в том, чтобы определить, о каком царе идет речь. Упоминается, что близким к правителю был князь Меншиков. Понятно, что речь идет о эпохе Петра I. Теперь можно легко ответить на поставленные к заданию вопросы. Этот царь воевал со Швецией в ходе Северной войны, в 1697-1698 годах Петр I ездил в составе Великого посольства в Европу (вариант 3). И, наконец, после смерти Петра I Меншиков на время стал самым влиятельным человеком в государстве, но затем попал в опалу и был сослан в Березов (вариант 4).

Ответ: 134
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе