Бесплатный интенсив по истории

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 26 марта.

Подробнее об интенсиве

Задание 6. Анализ исторического источника и поиск верных суждений. ЕГЭ 2024 по истории

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 57.4%
Ответом к заданию 6 по истории может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Разбор сложных заданий в тг-канале

Задачи для практики

Задача 1

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Политдонесение начальника Политуправления

[Прикарпатского] ВО Л. И. Брежнева начальнику ГлавПУ [Главного Политического управления] Красной Армии И. В. Шикину о действиях украинских националистов в районе дислокации войск округа

г. Черновцы 21 октября 1945 г.

СОВ. СЕКРЕТНО

ПОЛИТДОНЕСЕНИЕ

О бандитских действиях украинских националистов в районах дислокации войск округа.

За последнее время отмечается значительная активизация националистических банд, особенно в районах Станиславской и Тарнопольской областей. По оперативным данным националисты располагают в районах Станиславской и Тарнопольской областей разветвлённой сетью так называемых боёвок (10–20 человек), а в предгорьях Карпат иногда появляются и более крупные банды. Бандиты вооружены карабинами, автоматами, пулемётами; имеют гранаты и взрывчатые вещества.

Бандитские действия направлены на дезорганизацию работы органов Советской власти на местах. Бандиты терроризируют партийных и советских работников, приезжающих в сёла, поджигают сельсоветы, уничтожают документы, убивают местных работников, которые не поддерживают их. Семьи советского актива уничтожают.

По неполным данным за 1-ю половину сентября бандиты убили председателей сельсоветов в сёлах Яворивка и Студинка Калушского района и селе Химчин Коршевского района.

В с. Темировцы Галичского района повесили председателя сельсовета, а его жену и сестру расстреляли. В с. Клещовка Рогатинского района бандиты повесили активиста сельсовета и увели председателя сельсовета. В с. Куринов этого же района бандиты повесили сына священника „за то, что он русский“. В с. Кабаки бандиты ранили председателя и секретаря сельсовета и секретаря [районного комитета комсомола]».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь идёт о заключительном этапе Великой Отечественной войны.
  2. Автор донесения в 1964 — 1982 гг. возглавлял СССР.
  3. Антисоветские вооружённые группы действовали только против воинских частей Советской армии.
  4. В западных районах Украины действовали многочисленные националистические бандитские группы.
  5. Местное население не поддерживало бандитов.
  6. Ликвидация бандгрупп была затруднена, так как они опирались на сочувствовавшее им местное население.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем идет речь о террористических актах и нападениях вооруженных националистических группировок на советские органы власти на западе Украины. Автор телеграммы – Л.И. Брежнев, она написана в октябре 1945 года. Теперь анализируем предложенные в вариантах ответа суждения. К октябрю 1945 года Великая Отечественная война уже закончилась. Далее вспоминаем, что в 1964-1982 годах Л.И. Брежнев возглавлял СССР. Из текста телеграммы видно, что антисоветские вооруженные группы действовали и против мирного населения. Четвертый вариант подтверждается полностью текстом телеграммы. И, наконец, долгое время существования вооруженных группировок объяснялось тем, что они поддерживались местным населением. Таким образом, правильный ответ 2, 4, 6.

Ответ: 246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 2

Прочтите отрывок из воспоминаний военного лётчика Я. Н. Журина.

«Вначале наше командование распорядилось, чтобы лётчики в бою общались по-китайски. Противник не должен был знать, кто против него воюет. Затея оказалась фантастической. Набор терминов на китайском ограничен. Разве успеешь вспомнить команду, когда товарищу угрожает в бою опасность и счёт идёт на секунды. Вот тогда в <…> небе и зазвучала „отборная“ русская речь.

Кстати, поначалу были и другие ограничения, которые давали определённые преимущества противнику. Tак советским лётчикам нельзя было пересекать линию Пхеньян — Вонсан, то есть приближаться к 38-й параллели. Нельзя было и выходить в <…> залив — там господствовал флот США и их союзников. Меры предосторожности понятны: подбитый на 38-й параллели или над морем лётчик мог попасть в плен к американцам и дать повод ООН обвинить СССР в участии в войне. В результате истребители имели ограниченные возможности, что быстро раскусил противник. Если бой складывался для него неудачно, он мог тут же ретироваться невредимым в запретные для наших лётчиков зоны. <…> Но вот характерная деталь: в этот период в <…> небе встречались в основном истребители. <…> наши лётчики заставили командование ВВС США из-за больших потерь перевести соединения бомбардировщиков типа В-26 и В-29 на ночную работу. Исчезли поршневые штурмовики „Мустанг“ и „Скайрейдер“, да и реактивные истребители-бомбардировщики тоже. <…> в основном действовали истребители F-86 „Сейбр“. Бои с ними давались нелегко, потери были немалые».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь в данном тексте идёт о войне в Афганистане.
  2. Автор пишет о войне в Корее.
  3. Описываемые в тексте события происходили в 1970–1980-е гг.
  4. Советское руководство стремилось не допустить огласки участия советских лётчиков в описываемых боевых действиях.
  5. Автор осуждает участие советских лётчиков в войне.
  6. Согласно тексту советские и американские лётчики несли серьёзные потери.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из воспоминаний военного летчика. В нем идет речь о боевых действиях советских летчиков на территории чужого государства, которое было разделено на две части по 38 параллели. Противниками наших летчиков были американцы. Теперь можно сделать вывод, что речь идет о боях в небе Кореи в 1950-е годы. Теперь выбираем правильные варианты ответов. Это 2, 4 и 6.

Ответ: 246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 3

Прочтите отрывок из документа.

«Когда ______ был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. _______ собрал воинов многих, варягов и словен, пришёл к Киеву и вошёл в город свой… Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел _______. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня… Заложил _______ город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию... И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил _________ церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его ___________ землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Отцом князя, о котором идёт речь в данном отрывке, был Владимир Святой.
  2. Князь, о котором идёт речь в отрывке, погиб от рук печенежского хана.
  3. Описанные в данном отрывке события произошли в XI в.
  4. Современником князя, который упомянут в документе, был митрополит Иларион.
  5. Троице-Сергиев монастырь был основан упомянутым в тексте князем.
  6. Жена князя, о котором идёт речь в тексте, установила на Руси уроки и погосты.
Решение

Внимательно прочитаем текст задания. В нем идет речь об одном из событий древнерусской истории – битве с печенегами и их изгнании из пределов Руси. Теперь выбираем верные суждения. В тексте говорится, что отец этого правителя принял христианство. Это, конечно же, был Владимир I. Соответственно, в тексте идет речь о Ярославе Мудром. Он не погиб от рук половцев, а умер своей смертью. Сражение с печенегами действительно произошло в XI веке, а именно в 1036 году. Митрополит Иларион стал первым митрополитом, который был назначен не из Византии и имел русское происхождение. Он действительно был современником Ярослава Мудрого - то есть жил с ним в одном время. Троице-Сергиев монастырь был заложен Сергием Радонежским в XIV веке. И наконец, упомянутая в 6 пункте жена - это княгиня Ольга, Ольга не была женой князя Ярослава Мудрого. Таким образом, правильный ответ 134.

Ответ: 134
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 4

Прочтите отрывок из царского документа.

«Мы, великий государь, наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и всё наше царского величества Войско Запорожское, пожаловали велели им бытии под нашею царского величества высокою рукою по прежним их правам и привилегиям… и тех их прав и вольностей нарушать ничем не велели, и судиться им велели от своих старших по своим прежним правам, а наши царского величества бояре и воеводы в те их войсковые суды вступать не будут. А число Войска Запорожского указали… 60 000, всегда полное. А буде судом божьим смерть случатся гетману, мы, великий государь, позволили Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаям самим меж себя».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Вошедшие по данному документу в состав России земли принадлежали Речи Посполитой.
  2. Автором данного документа был Лжедмитрий I.
  3. Данный документ был издан во время «бунташного века».
  4. Принятие данного документа привело к воссоединению Правобережной Украины с Россией.
  5. Согласно тексту данного документа в состав Русского царства были возвращена Левобережная Украина.
  6. Согласно данному документу за запорожским казачеством сохранялось право избрания гетмана.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из воспоминаний. Выделим в нем главное. Речь идет о переходе под власть российского царя Войска Запорожского во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Как мы помним, это случилось на Переяславской раде в 1654 году в царствование Алексея Михайловича. Теперь нам легко выбрать правильные варианты ответа. Это 1 и 3 (Войско запорожское располагалось на территории Малороссии или Украины, которая принадлежала Речи Посполитой. XVII век стал «бунташным»). К России по итогам описанных событий была присоединена Левобережная Украина вместе с Киевом. И, как мы видим из текста документа, в результате его принятия казаки сами пока еще могли избирать гетмана.

Ответ: 1356
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 5

Прочтите отрывок из документа.

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается... Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов... Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР... Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага... В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды, диверсионные группы. Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма...»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Данный документ является текстом обращения, с которым выступил В. М. Молотов в первый день войны.
  2. Данное выступление прозвучало по радио.
  3. Обращение ставило цель ободрить, снять психологическое напряжение, чтобы люди перестали бояться врага.
  4. Это обращение И. В. Сталина к народу СССР в июле 1941 года.
  5. Это речь, с которой И. В. Сталин выступил во время военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.
  6. Нападение Германии на Советский Союз оценено в данном обращении как вероломное.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. Мы сразу понимаем, что речь идет о начале Великой Отечественной войны, но при этом война уже шла некоторое время на территории СССР, соответственно речь прозвучала спустя определенное время после начала войны. Поэтому мы сразу отбрасываем вариант 1. В силу неразвитости телевещания обращение могло прозвучать только по радио. Его автором был Сталин, вариант 4. И в самом тексте обращения нападение оценено как вероломное.

Ответ: 246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 6

Прочтите отрывок из документа.

«1. Каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли...

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет... за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании...

6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли... предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановленному простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие... в собственность... домохозяина... Если в течение указанного срока общество такого приговора не поставит, то по ходатайству подавшего... заявление домохозяина все означенные действия исполняются на месте земским начальником...

12. Каждый домохозяин... имеет право... требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Документ был издан Александром I.
  2. При императоре, издавшем данный документ, произошла Русско-японская война.
  3. В разработке документа большую роль сыграл П. А. Столыпин.
  4. Издание документа относится ко второй половине XIХ в.
  5. Документ положил начало созданию отрубов и хуторов.
  6. Император, издавший документ, не имел детей.
Решение

Внимательно прочитаем представленный в задании отрывок из исторического документа и выделим в нем главное. В тексте идет речь о возможности выделения надела земли и выхода крестьянина из общины. Как мы помним из истории, попытку разрушить общину предпринял Столыпин после первой русской революции 1905-1907 годов. Теперь выбираем правильные варианты ответа. Российским императором, правившим эти годы, был Николай II, у которого было 5 детей (вариант 2 верный, 6 – нет). Также правильный вариант 3 и 5 (в создании хуторов и отрубов заключалась одна из важнейших целей реформы).

Ответ: 235
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 7

Прочтите отрывок из летописи.

«Государство же своё Московское, воинство, и суд, и управу, и всякие дела земские приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быть в земских: князю Ивану Дмитриевичу Бельскому, князю Ивану Фёдоровичу Мстиславскому, и всем бояром. А конюшему, и дворецкому, и казначеем, и дьяком, и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу чинити по старине, a o больших делах приходити к бояром. А ратные каковы будути вести или земские великие дела, и бояром о тех делах приходити к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинити.
За подъём же свои приговорил царь и великий князь взяти из Земского приказа сто тысяч рублёв; а которые бояры и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В документе речь идёт о разделении страны на две части, в каждой из которых было своё правление.
  2. Князья, упомянутые в данном отрывке, входили в состав Избранной рады.
  3. События, о которых говорится в документе, произошли в 1560-х гг.
  4. При царе, в правление которого происходили упомянутые события, началось продвижение в Сибирь.
  5. Царь, в правление которого происходили упомянутые события, был избран Земским собором.
  6. В тексте упоминаются придворные чины XVI века.
Решение

Читаем отрывок из летописи и выделим в нем главное. В тексте идет речь о разделении государства на две части, те бояре и управляющие, которые управляли этими территориями, назывались земские. Соответственно, речь идет о политике Ивана IV, который разделил территорию страны на две части: опричнину и земщину, которая началась в 1565 году, то есть в 1560-е годы. Следовательно, верным будет 1 и 3 пункты. Также, верным будет 4 пункт, так как в царствование Ивана Грозного началось продвижение в Сибирь (с похода туда Ермака Тимофеевича) - это происходило в рамках внешней политики царя. Ну и верным будет 6 пункт, так как в тексте указаны названия государственных чинов того времени - боярин, конюший, дворецкий, казначей, дьяк и т.д. Теперь выбираем правильные варианты ответа: 1346.

Ответ: 1346
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 8

Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы.

«Кони ржут за Сулой, звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле! Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: „Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, уже осёдланы у Курска. А мои то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы“».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате описанных событий Хазарский каганат прекратил существование.
  2. Описанные события произошли в 1185 г.
  3. Противником Игоря и Всеволода был печенежский хан Куря.
  4. В результате сражения князь Игорь был взят в плен.
  5. В тексте описана блистательная победа русских над половцами.
  6. Упомянутый в тексте князь Игорь правил в Новгород-Северском княжестве.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из произведения древнерусской литературы. В нем упоминаются такие исторические персонажи, как князь Игорь и Всеволод. Князья собираются в поход на врага. Таким образом, в тексте идет речь о неудачном походе новгород-северского князя Игоря в половецкие степи в 1185 году, по итогам которого князь Игорь оказался в плену. Теперь выбираем правильные суждения. Поход был направлен против половцев, соответственно варианты 1, 3 и 5 отпадают. Таким образом, правильные варианты 2, 4 и 6.

Ответ: 246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 9

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника.

«В общем с 22 мая по 30 июля вверенными мне армиями было взято всего 8255 офицеров, 370 153 солдата, 496 орудий, 144 пулемёта и 367 бомбомётов и миномётов, около 400 зарядных ящиков, около 100 прожекторов и громадное количество винтовок, патронов, снарядов и разной другой военной добычи. К этому времени закончилась операция армий Юго-Западного фронта по овладению зимней, чрезвычайно сильно укреплённой неприятельской позицией, считавшейся нашими врагами безусловно неприступной. На севере фронта нами была взята обратно значительная часть нашей территории, а центром и левым флангом вновь завоёвана часть Восточной Галиции и вся Буковина».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате событий, описанных в отрывке, война, о которой идёт речь, была завершена в пользу союзников.
  2. Наступление было организованно Временным правительством.
  3. Наступление было осуществлено под руководством А. А. Брусилова.
  4. В результате наступления русских войск, которое описано в тексте, Австро-Венгрия полностью капитулировала.
  5. Описанные события произошли в 1916 г.
  6. Наступление происходило в разгар битвы при Вердене на западном фронте.
Решение

Внимательно прочитаем условие задания. В нем идет речь о крупном наступлении русских войск, которое было успешным и привело к завоеванию ряда территорий и пленению большого количества неприятельских солдат. Упоминается участвовавший в операции Юго-Западный фронт. Мы можем сделать вывод, что речь идет о событиях Первой мировой войны, крупнейшем наступлении русских войск под руководством А.А. Брусилова, которые было направлено на оказание помощи союзникам в битве при Вердене во Франции. Соответственно, правильные варианты 356.

Ответ: 356
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 10

Прочтите отрывок статьи из газеты «Ленинградская правда».

«Вчера четверо отважных героев сошли на берег родной земли. Папанин, Кренкель, Ширшов и Фёдоров — покорители Северного полюса — вернулись в Советский Союз. Городу Ленина выпала честь первому встречать героическую папанинскую четвёрку, первому приветствовать славных сынов народа, возвращающихся из беспримерного дрейфа. Величественна и волнующа была эта встреча. Сотни тысяч трудящихся города Ленина вышли на улицу. От порта к центру города протянулись бесчисленные колонны ликующих людей. Плакатами, знамёнами, портретами руководителей партии и государства был разукрашен весь город».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Все четверо участников экспедиции были удостоены звания Героя Советского Союза.
  2. Участники дрейфа были спасены экипажем парохода «Челюскин».
  3. Описанные события произошли в 1937 г.
  4. Главой Центрального исполнительного комитета СССР в описываемый период являлся И. В. Сталин.
  5. Поиск участников дрейфа возглавлял В. П. Чкалов.
  6. И. Д. Папанин возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс».
Решение

Внимательно прочитаем отрывок статьи из газеты «Ленинградская правда». В ней идет о дрейфующей экспедиции под руководством Папанина в 1937-1938 годах. Теперь выбираем правильные варианты ответа. При этом обращаем внимание, что среди вариантов представлены события, связанные с экспедицией парохода «Челюскин». Поэтому отбрасываем варианты 2 и 5. Главой Центрального исполнительного комитета СССР в 1930-е годы был М.И. Калинин. Соответственно, правильные ответы 1, 3, 6.

Ответ: 136
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 11

Прочтите отрывок из статьи государственного деятеля.

«С наступлением периода предвыборной агитации вновь поднялся раздор из-за вопросов о монархизме, конституционализме и парламентаризме.

Законодательная, исполнительная и судебная власти не суть отдельные самостоятельные власти, а являются лишь функциями единой, по существу, неделимой государственной власти, как их сущности, получающими свои наименования в зависимости от объектов применения последней. <…>

Но совместимо ли, спрашивают, самодержавие и народное представительство? <…> Формула „царь и народ — единство“ представляется не только выражением религиозно-нравственного сознания или плодом отвлечённой мысли, но заключает в себе глубокий реальный смысл, и содержание её, с дальнейшим развитием народа и ослаблением средостения между царём и народом, становится всё шире и разностороннее.

<…> Уверяют ещё, что правовой строй более обеспечивает Россию от торжества республиканских и анархических идей, чем строй самодержавный. Во-первых, это фактически неверно: современность доказывает это воочию, да к тому же идеи эти проникли в Россию из правовых государств; во-вторых, соображения эти хорошо известны крайним элементам и своею полицейскою окраскою не только их не успокаивают, а, наоборот, до крайности раздражают и толкают на крайние средства; в-третьих, не монархическая идея вызвала к жизни эти учения, а извращение её злоупотреблениями средостения… Монархическая идея, по существу своему, идея демократическая, и не ей бояться республиканских стремлений.

<…> Парламентаризм — принцип не монархический, а республиканский, притом не демократический, а аристократический. В борьбе с королевской властью его выдумала властолюбивая английская аристократия, заигрывавшая с народом, эксплуатировавшая его, но боявшаяся настоящего народовластия».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Статья посвящена выборам в Государственную думу.
  2. Современником описанных событий был М. М. Сперанский.
  3. Инициатором проведения выборов был М. Т. Лорис-Меликов.
  4. Автор считает парламентаризм проявлением демократизма.
  5. События, которым посвящена статья, относятся к началу XX в.
  6. Проведение выборов привело к установлению в России республики.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из статьи государственного деятеля. В ней автор размышляет о таких понятиях как монархия, республика, демократия и парламентаризм применительно к России. При этом в начале статьи идет речь о событиях, связанных с предвыборной агитацией, т.е. речь идет о выборах, которые в Российской империи проходили в Государственную думу. Соответственно, правильный вариант 1. Отбрасываем варианты 2 и 3, так как и Сперанский и Лорис-Меликов жили раньше. 4 пункт также будет ложным, так как в тексте прямо сказано: "Парламентаризм - принцип не монархический, а республиканский, притом не демократический, а аристократический" - автор называет парламентаризм не демократическим. Далее выбираем вариант 5, зная о том, что после выборов в Государственную думу в России не установилась республика, а сформировалась дуалистическая монархия (вариант 6 будет неверным).

Ответ: 15
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 12

Прочтите отрывок из выступления председателя правительства.

«На политическом положении долго останавливаться не приходится. Политический вопрос теперь вплотную подходит к военному. Слишком ясно, что Керенский привлёк корниловцев, кроме них ему опереться не на кого. В Москве они взяли Кремль, а окраины, где живут рабочие и вообще беднейшее население, не в их власти. На фронте за Керенским нет никого. Даже колеблющиеся элементы, как, например, члены железнодорожного союза, высказываются за декрет о мире и о земле.

Громадное большинство крестьян, солдат и рабочих стоит за политику мира.

Это не политика большевиков, вообще не политика «партийная », а политика рабочих, солдат и крестьян, т. е. большинства народа. Мы не проводим программы большевиков, и в земельном вопросе наша программа взята целиком из крестьянских наказов.

Не наша вина, что эсеры и меньшевики ушли. Им предлагали разделить власть, но они хотят подождать, пока кончится борьба с Керенским.

К участию в правительство мы приглашали всех. Левые эсеры заявили, что они хотят поддерживать политику Советского правительства. О несогласии с программой нового правительства они не решались даже заявить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Данное выступление состоялось в 1922 г.
  2. Правительство, о котором идёт речь в выступлении, сформировано II Съездом Советов.
  3. Главой упомянутого в тексте правительства был В.И. Ленин.
  4. Левые эсеры позднее вошли в состав упомянутого правительства.
  5. Правительство, о котором идёт речь, было сформировано в марте 1917 г.
  6. Политический деятель, выступивший с данной речью, возглавлял правительство до 1930 г.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем описываются события, которые привели к падению Временного правительства и приходу к власти большевиков. Но новая власть еще неустойчива и предлагала разделить власть с другими силами, с эсерами и меньшевиками. В Москве тем временем происходит вооруженная борьба между Временным правительством и сторонниками новой власти. Таким образом, можно сделать вывод, что в историческом источнике описаны события ноября 1917 года. Соответственно, отбрасываем вариант 1. Варианты 2, 3 и 4 соответствует исторической действительности. Советское правительство (СНК) было сформировано в октябре 1917 года. Его возглавлял Ленин, который умер в 1924 году.

Ответ: 234
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 13

Прочтите отрывок из Декларации Временного правительства о его составе и целях.

«Временный комитет членов Государственной думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над тёмными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. <…>

В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам, политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчинённым органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Декларация была принята в 1917 г.
  2. Декларация устанавливала конституционную монархию в России.
  3. Выборы в Учредительное собрание, о котором идёт речь в Декларации, не были проведены.
  4. Декларация была подписана Николаем II.
  5. Учредительное собрание, о котором идёт речь в Декларации, открылось в 1918 г.
  6. Первым главой созданного по данной Декларации Временного правительства стал Г.Е. Львов.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из Декларации Временного правительства. Из первого абзаца следует, что речь идет о первых днях после февральской революции, так как еще существовал Временный комитет членов Государственной думы. Для нас это будет самое существенное. Теперь выбираем варианты 1 и 6, так как первым председателем Временного правительства был Г.Е. Львов. Теперь вспомним, что Учредительное собрание собралось только после октябрьской революции 1917 года, в 1918 году, вариант 5.

Ответ: 156
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 14

Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

«Нападение на русских Наполеон намеревался произвести с флангов, с тыла и с фронта! Если бы Беннигсен продолжал своё движение к Данцигу, преследуя Бернадота, то погибель русской армии была бы неизбежна... Но, по счастью, русские разъезды схватили французского курьера с письмом Наполеона к Бернадоту — и это спасло Беннигсена... 23 и 24 января было сильное арьергардное дело у Ландсберга, а 26 Беннигсен остановился в Прейсиш-Эйлау. Здесь он атакован был всеми силами Наполеона под личным его предводительством. То было первое сражение с русскими в эту кампанию, в котором Наполеон сам командовал.

…Два дня сряду, 26 и 27 января, Наполеон употреблял все свои усилия, чтобы разбить русских, но не мог. Дрались с обеих сторон с величайшим мужеством и ожесточением, и сражение кончилось в сумерки, 27 числа, без решительных последствий. Обе армии, утомлённые и истощённые невероятными усилиями, разошлись на зимние квартиры».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Описаны действия третьей антифранцузской коалиции.
  2. Описанные в воспоминаниях события произошли в 1807 г.
  3. Описанные в воспоминаниях события произошли в 1805 г.
  4. Участником сражения, которое описано в отрывке, был П.И. Багратион.
  5. Война, события которой описаны в отрывке, завершилась подписанием Тильзитского мира.
  6. Союзницей России по коалиции, действия которой описаны в отрывке, была Австрия.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из воспоминаний современника событий. В нем идет речь о войне между Россией и наполеоновской Францией. Театром военных действий была Германия и польские территории, присоединенные к Пруссии. В ходе военных действий состоялось сражение при Прейсиш-Эйлау. Соответственно речь идет о военной кампании 1806-1807 годов. Теперь рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Третья антифранцузская коалиция существовала в 1805 году. Соответственно первое и третье суждение неверное, а второе верное, так как четвертая коалиция относится к 1806-1807 годам. В сражении при Прейсиш-Эйлау принимал участие П.И. Багратион. Война завершилась поражением России и подписанием Тильзитского мира в 1807 году. Австрия была союзницей России по третьей антифранцузской коалиции, а не четвертой, которая как раз и описывается в тексте. Таким образом, правильный ответ – варианты 245.

Ответ: 245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 15

Прочтите отрывок из документа.

«В тупике войны, в который заведена Россия, две основные силы борются друг с другом, взаимно друг друга питая: большевизм и реставрация. Из этого заколдованного круга Россию может вывести только третья сила — крестьянство… Задача партии — слиться с трудовыми массами и объединить под своим руководством назревающее сопротивление масс. <…>

Учитывая соотношение наличных сил, IX совет партии одобряет и утверждает… решение прекратить в данный момент вооружённую борьбу против большевистской власти и заменить её обычной политической борьбой, перенеся центр своей борьбы на территорию Колчака, Деникина и др., подрывая их дело изнутри и борясь в передовых рядах восставшего против политической и социальной реставрации народа всеми теми методами, которые партия применяла против самодержавия. <…>

Отказ партии от вооружённой борьбы с большевистской диктатурой не должен истолковываться как принятие, хотя и временное и условное, большевистской власти, а лишь как тактическое решение, продиктованное положением вещей. <…>

Не допускать вредных иллюзий, будто большевистская диктатура может постепенно переродиться в народовластие… »

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Решение, о котором идёт речь в отрывке, было принято на последнем этапе Гражданской войны.
  2. Партия, о которой идёт речь в отрывке, считает крестьянство силой, способной в сложившейся ситуации спасти Россию.
  3. Партия, о которой идёт речь в отрывке, заявляет о временном принятии власти большевиков.
  4. Партия, о которой идёт речь в отрывке, считает, что вооружённую борьбу в сложившейся ситуации надо перенести на территории, занятые белыми войсками.
  5. Партия, о которой идёт речь в отрывке, имела опыт борьбы с самодержавием.
  6. Партия, о которой идёт речь в отрывке, допускает постепенное перерождение большевистской диктатуры в народовластие.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем идет речь о политической партии, оппозиционной как старому режиму (реставрации), так и большевизму. Эта партия опирается на крестьянство, а события происходят в годы гражданской войны, а точнее в период наступления Колчака и Деникина (1919 год). Не подлежит сомнению, что эта партия эсеры. Теперь мы легко определим правильные варианты – 2,4,5.

Ответ: 245
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 16

Прочтите отрывок из «Повести временных лет».

«И пришёл …[князь] к Царьграду; греки же …город затворили. И вышел …[он] на берег, и приказал воинам вытащить корабли на берег, и разорил окрестности города, и много перебил греков, и множество палат разрушили, и церкви пожгли… и много другого зла причинили русские грекам, как обычно поступают враги.
И повелел …[князь] своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к …[князю]: „Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь“. И остановил … [князь] воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: „Это не … но святой Дмитрий, посланный на нас Богом“. И потребовал …[князь] выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в IX в.
  2. В отрывке описаны действия князя, который сумел в 882 году объединить Киев и Новгород под своей властью.
  3. Главным итогом похода, описанного в отрывке, было то, что войско русского князя пересекло Балтийское море.
  4. В данном отрывке упомянута столица государства, с которым князь, о котором идёт речь в отрывке, заключил выгодный торговый договор.
  5. Князь, о котором идёт речь в отрывке, погиб из-за попытки повторного сбора дани с племени древлян.
  6. Уроки и погосты были установлены на Руси в том же веке, когда был совершен поход, действия которого описаны в отрывке.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из летописи. В нем говорится об успешном походе русского войска на Царьград (Константинополь). Греки вынуждены были выплатить большую дань, чтобы не допустить штурма города. Теперь вспоминаем, что успешный поход на Константинополь возглавил князь Олег. Соответственно, выбираем вариант 2, 4. В ходе восстания древлян погиб князь Игорь, соответственно пятый вариант неправильный. И в результате реформ княгини Ольги в X веке были введены уроки и погосты, вариант 6.

Ответ: 246
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 17

Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и политического деятеля.

«Положение становилось грозным. Правительство, министры земледелия и продовольствия - Шингарёв и Пешехонов  - беспомощно взывали "к разуму и совести" земледельцев. Петроградский и Московский советы рабочих и солдатских депутатов, видя, что продовольственные органы бессильны справиться с надвигающимся бедствием, каждый порознь, решили послать своих эмиссаров во все хлебородные губернии, поручив им выяснить наличные запасы на местах и самыми решительными мерами организовать подвоз к станциям и пристаням. В свою очередь, армейские войсковые комитеты организовали свои комиссии для той же цели. Все эти обособленные, не раз самочинные действия вносили ещё большую путаницу в план заготовок и подвоза.

В конечном результате, воззванием, обнародованным 29 августа, правительство констатировало чрезвычайно тяжёлое положение страны: правительственные запасы беспрерывно уменьшаются; "города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточно"; многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг... Правительство, с целью "предотвратить грозящую родине смертельную опасность", вновь увеличило твёрдые цены, угрожало применением крайних мер воздействия против ослушников, и вновь обещало принять меры к нормировке цен и распределению предметов, нужных деревне».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. События, описанные в отрывке, происходили в 1917 г.
  2. Правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили описанные события.
  3. События, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России.
  4. Автор воспоминаний констатирует беспомощность правительства в решении продовольственной проблемы.
  5. Правительство пыталось организовать сдачу земледельцами хлеба исключительно на добровольных началах.
  6. В названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики.
Решение

Внимательно читаем отрывок из текста и видим, что в нём идёт речь про Правительство, министры которого пытались решить продовольственный кризис в стране. Упоминаются органы власти рабочих и военных, созданных в годы Февральской революции (Петроградский и Московские Советы). Следовательно понимаем, что идёт о 1917 г. и деятельности Временного правительства. Сразу же выделяем, что пункты 1 и 2 верные, так как Временное правительство было свергнуто в ходе Октябрьской революции 1917 года. 3 пункт не может быть верным, так как Гражданская война в России начнётся позже. 4 пункт будет верным, так как в первом абзаце текста есть фраза: "продовольственные органы бессильны справиться с надвигающимся бедствием", следовательно правительство в решении проблемы было беспомощно, так как не могло справиться с надвигающими бедствиями. 5 пункт будет ложным, так как в конце текста сказано, что: "многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг", то есть о добровольных началах речи не идёт. Ну и 6 пункт тоже будет неверным, так как в Советах большинство принадлежало меньшевикам, эсерам и бесфракционным социал-демократам. Таким образом, верный ответ будет 124.

Ответ: 124
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 18

Прочтите отрывок из документа.

«Царь … отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ. Заменить их он решает советом из представителей „людей государственных“ и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый просвещённый человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нём проявляется Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его ангелом и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; „имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества“».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Упоминаемый в отрывке царь – Иван Грозный.
  2. Все участники совета происходили из знатных боярских фамилий.
  3. Совет, о котором говорится в отрывке, получил неофициальное название – Избранная рада.
  4. Совет, о котором идёт речь в отрывке, просуществовал до конца XVII века.
  5. Совет, о котором идёт речь в отрывке, пришёл на смену Боярской думе.
  6. В период, который описан в тексте, в русском государстве не происходило значительных изменений.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. В нем идет речь о формировании какого-то совета вокруг царя. Фамилии участников этого совета позволяют утверждать, что речь идет об Избранной раде, созданной при Иване IV в первый период его царствования. Соответственно, выбираем варианты 1 и 3. Пункт "2" будет неверным потому, что как минимум митрополит Макарий - один из членов Избранной рады, не был боярином. 4 будет неверно, так как Избранная Рада прекратила свое существование при Иване Грозном примерно к 1560 году, то есть она просуществовала порядка 10 лет. 5 тоже неверно, так как Боярская дума не исчезала после учреждения Избранной рады. Шестой пункт также будет ошибочным, так как в период правления Ивана Грозного было проведено множество реформ, которые значительно изменили страну.

Ответ: 13
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 19

Прочтите отрывок из документа.

«…Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти в виде земских начальников не по выбору, а по назначению, нечто в роде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Речь в тексте идёт о проведении одной из контрреформ.
  2. В документе обосновывается необходимость ужесточить контроль над земствами.
  3. Данный документ был составлен в 1864 г.
  4. Речь в тексте идёт о проведении одной из Великих реформ.
  5. Административные преобразования, указанные в документе, поддерживал обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев.
  6. Итогом принятых мер стало полное подавление революционного движения в стране.
Решение

Прочитаем внимательно текст документа и выделим в нем главное. В нем говорится о введении в уездах должности земских начальников. Как мы помним, институт земских начальников был введен в результате контрреформ Александра III. Соответственно, выбираем варианты 1, 2 и 5.

Ответ: 125
Показать решение
Бесплатный интенсив

Задача 20

Прочтите отрывок Никоновской летописи.

«Государство же своё Московское, воинство и суд, и управу, и всякие дела земские приказал ведать и делать боярам своим, которым велел быть в земских: князю Ивану Дмитриевичу Бельскому, князю Ивану Фёдоровичу Мстиславскому и всем боярам. А конюшему, и дворецкому, и казначеем, и дьяком, и всем приказным людям велел быть по своим приказам и управу чинить по старине, а о больших делах приходить к боярам. А ратные каковы будут вести или земские великие дела, и боярам о тех делах приходить к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Согласно источнику, текущими делами в государстве ведали земские бояре и приказные люди, а верховная власть принадлежала государю.
  2. Государь выступал за укрепление позиций боярства.
  3. Итогом данной политики стало хозяйственное разорение Московского государства.
  4. Князья И. Д. Бельский и И. Ф. Мстиславский были участниками Смоленской войны.
  5. События относятся к XIV в.
  6. В отрывке летописи описываются события, происходящие в период опричнины.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из Никоновский летописи. В нем говорится о ситуации разделения государства на две части, одной из которых управляли земские бояре. Таким образом, речь идет о событиях периода опричнины Ивана IV Васильевича, когда государство было разделено на две части: земщину и опричнину. Теперь выбираем правильные варианты. Это 1, 3 и 6.

Ответ: 136
Показать решение
Бесплатный интенсив
Показать еще
Подпишись на полезные материалы ЕГЭ по истории: разбор реальных вариантов ЕГЭ и сложных заданий + авторские конспекты

Бесплатный интенсив по истории

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.
Курс стартует 26 марта.

Бесплатный интенсив