Задание 27. Задача. ЕГЭ 2020 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 3 балла. На решение дается около 8 минут. Уровень сложности: высокий.
Ответом к заданию 27 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

Гражданка Н. приобрела в салоне новый автомобиль в кредит. Какой вид правоотношений иллюстрирует данный факт? Какие юридические последствия возникли после заключения сделки? Приведите по два обязательства со стороны гражданки Н. и автомобильного салона.

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. гражданские правоотношения;
  2. покупательница и автосалон берут на себя взаимные обязательства и приобретают права;
  3. обязательства:
    со стороны покупательницы:
    — предоставить сведения о заработной плате, свидетельствующие о том, что она может выплатить стоимость автомобиля с процентами по кредиту;
    — вносить в срок суммы платежа по кредиту;
    со стороны автосалона:
    — предоставить качественный товар;
    — правильно оформить все документы, подтверждающие куплю — продажу автомобиля;
    — осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание в соответствии с договором.
Ответ:
Показать решение

Задача 2

В 1990 г. в стране Z насчитывалось 564 детских дома, в 2005 г. их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. В 2005 г. в стране насчитывалось 748 тысяч детей-сирот. Из них усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. В приёмных семьях — 37 тысяч. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на свои знания, укажите одну из возможных причин того, что в стране Z в 1990–2005 гг. увеличилось количество детских домов.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. выводы, например:
    — количество детских домов в указанный период увеличилось почти в три раза;
    — родители часто отказываются воспитывать своих детей сами;
    — усыновление детей из детских домов в России стало частой практикой;
  2. возможная причина, например:
    — низкий уровень достатка родителей заставляет их оставлять своих детей;
    — сознание части родителей трансформировано, дети не являются для них ценностью, поэтому они оставляют их;
    — родители ведут асоциальный образ жизни, дети становятся им обузой.
Ответ:
Показать решение

Задача 3

Коммерческие банки страны С. значительно сократили предложения по ипотечному кредитованию, повысив проценты по ипотеке. Какие последствия вызовут данные изменения политики банков? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любые две причины, которые могли привести к удорожанию ипотеки.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. сформулированы последствия:
    — сократятся объёмы жилищного строительства;
    — меньшее количество людей будет способно пользоваться ипотечным кредитом для улучшения своих жилищных условий, снизится спрос;
    — возможно некоторое снижение цен на недвижимость вследствие сокращения инвестиций;
  2. указана причина, например:
    — общий экономический спад в стране, приведший к снижению финансовой активности;
    — спад в банковской сфере, разорение банков;
    — рост задолженности кредиторов банкам, увеличение неплатежей по кредитам.
Ответ:
Показать решение

Задача 4

Сравните три ситуации.

  1. Морские волны, разрушая прибрежные скалы, создали причудливые каменные фигуры.
  2. Под действием ветра и дождя горные камни превращаются в изваяния, напоминающие фигуры животных и людей.
  3. Скульптор при помощи специального инструмента вытесал из камня специальную статую.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов приводятся следующие положения:

  • именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);
  • скульптор целенаправленно применяет искусственно созданные объекты — орудия труда.
Ответ:
Показать решение

Задача 5

Супруги Николай и Анна Новиковы расторгли брак. По решению суда их четырёхлетняя дочь осталась с матерью. Николай переехал из Ростова-на-Дону в соседний город Азов. Будучи очень привязан к ребёнку, отец каждую субботу или воскресенье приезжал к дочери, чтобы повидаться с ней и провести вместе несколько часов. Но через некоторое время бывшая жена заявила ему, что больше не будет отпускать с ним дочь, так как эти встречи травмируют психику ребёнка. Анна стала препятствовать встречам отца с дочерью, отправлять её к своим родителям, к знакомым. Николай обратился в суд с требованием обязать Анну дать ему возможность видеться с дочерью и принимать участие в её воспитании. Назовите отрасль права, нормы которой регулируют данное правоотношение, и нормативно-правовой акт, который станет основой для решения данного вопроса. Правомерны ли требования Николая? Какое решение будет принято судом по его требованию?

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. названа отрасль права, нормы которой регулируют данные правоотношения, и нормативно-правовой акт: семейное право и Семейный кодекс РФ;
  2. дан утвердительный ответ: требования Новикова правомерны, так как в соответствии с Семейным кодексом РФ родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет права на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребёнком образования. При этом родитель, с которым проживает ребёнок, не должен препятствовать общению ребёнка с другим родителем. Поэтому суд должен принять решение об удовлетворении требований Николая.
Ответ:
Показать решение

Задача 6

Страна С. является одним из ведущих экспортёров энергоносителей на мировом рынке. Какое последствие для страны вызовет существенное снижение цен на энергоносители? Сформулируйте любые два последствия. Какие изменения в экономической политике страны С. должны произойти в результате подобного изменения конъюнктуры мировых цен? Укажите два возможных изменения.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. сформулированы последствия, например:
    — сокращение притока средств в государственный бюджет от экспорта энергоносителей;
    — сокращение рабочих мест в энергетической отрасли;
    — свертывание освоения новых месторождений и т. д.;
  2. указаны изменения в политике, например:
    — ускорится структурная перестройка экономики за счёт развития новых отраслей и секторов;
    — произойдёт некоторое снижение налогов на предприятия нефтяной отрасли;
    — в результате снижения выгоды от продажи сырой нефти будет стимулироваться её переработка до конечного продукта в стране.
Ответ:
Показать решение

Задача 7

Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин — навсегда крестьянин». Какая сфера общественной жизни отражена в этих словах? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. сфера — социальная;
  2. тип стратификации — сословная;
  3. критерии: имущественный, образовательный, властные полномочия, престиж.
Ответ:
Показать решение

Задача 8

Гражданин Зинченко умер, не оставив завещания. Родной сын наследодателя отказался разделить наследство со своей сестрой гражданкой Анной, которая была удочерена Зинченко. Она обратилась с заявлением в суд по поводу правомерности действий сводного брата. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде? Имеет ли Анна право на наследство? Свой ответ объясните.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. кодекс: Гражданский кодекс РФ;
  2. правильный ответ: гражданка А. имеет право на наследство;
  3. объяснение: наследство между детьми наследодателя будет разделено поровну, так как по закону при получении наследства усыновлённые дети приравниваются в правах к родным детям и являются наследниками первой очереди.
Ответ:
Показать решение

Задача 9

В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. тенденция (по тексту задания) — гуманизация образования;
  2. другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:
    — интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
    — информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).
Ответ:
Показать решение

Задача 10

На научно-практической конференции социологов обсуждались проблемы развития современной семьи. Была высказана точка зрения о необходимости предоставления государством дополнительных гарантий защиты материнства и детства. Используя обществоведческие знания, предположите, какие меры могут быть приняты государством (укажите три меры) и назовите три последствия такой государственной политики.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

  1. указаны три меры:
    — оказание материальной помощи семье с детьми;
    — дополнительные льготы в трудовом законодательстве для граждан, имеющих детей до 14 лет;
    — пропаганда психолого-педагогических знаний;
  2. названы три последствия:
    — повышение уровня благосостояния семей, рост их покупательской способности;
    — более качественный присмотр, забота о детях, снижение заболеваемости детей;
    — улучшение морально-психологического климата в семье, конструктивное разрешение проблем общения и воспитания;
    — повышение показателей рождаемости в стране, прирост населения;
    — сохранение традиционных семейных ценностей.
Ответ:
Показать решение

Задача 11

В государстве Z правительство формируется партией, победившей на выборах в представительный орган страны, несёт ответственность перед ним. Главой правительства является премьер-министр. В стране регулярно проводятся всеобщие, равные, тайные выборы на альтернативной основе. Права и свободы граждан гарантированы. В состав государства входят субъекты, обладающие частичным суверенитетом. Парламент состоит из двух палат, в стране действуют два уровня законов. На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элемент формы государства, а затем конкретизируйте каждый из них для государства Z.) Охарактеризуйте статус президента в государстве Z.

Решение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. форма правления — парламентская республика (указание только республики (без уточнения) не засчитывается при оценивании);
  2. государственное устройство — федерация;
  3. политический режим — демократический;
  4. характеристика статуса президента — президент избирается парламентом и исполняет представительские функции.
Ответ:
Показать решение

Задача 12

Отвечая на недобросовестную экономическую конкуренцию со стороны других стран, страна Z ввела эмбарго на продовольственные товары из стран-конкурентов. Определите и сформулируйте три возможных последствия, которые возникнут на рынке продовольственных товаров в стране Z.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие последствия:

  1. повышение цен на отечественное продовольствие;
  2. увеличение количества отечественного продовольствия на рынке;
  3. увеличение доходов производителей продовольствия;
  4. увеличение доходов фермеров;
  5. рост ассортимента продовольственных товаров;
  6. подъём аграрного сектора экономики;
  7. рост контрабанды.
Ответ:
Показать решение

Задача 13

Водитель Добреньков подобрал на дороге серьёзно травмированного человека и, стремясь поскорее доставить его в ближайшую больницу, сократил путь и проехал по улице, движение по которой было запрещено. Задержавший Добренькова сотрудник ГИБДД наложил на него штраф в размере 1500 рублей. Через месяц Добреньков решил обратиться в районный суд с жалобой на незаконное наказание. Суд жалобу не принял, сославшись на пропущенный срок. Назовите отрасль права, которая регулирует данный вид правоотношений. Какие нарушения законности были допущены? Как может быть разрешена данная ситуация? Назовите три органа или должностных лица, уполномоченных рассматривать дела о правонарушениях данного вида.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. названа отрасль права, нормы которой регулируют данные правоотношения: административное право;
  2. указаны нарушения законности:
    во-первых, сотрудник ГИБДД, задержавший Добренькова, не должен был налагать на него штраф по объективным причинам. В машине у Добренькова находился тяжело травмированный человек, которому срочно была нужна медицинская помощь. Следовательно, Добреньков причинил вред охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей здоровью травмированного человека, так как эта опасность не могла быть устранена иными средствами и так как причиненный вред (нарушение правил дорожного движения) является менее значительным, чем предотвращенный вред (смерть человека);
    во-вторых, Добреньков нарушил срок подачи жалобы по делу об административном правонарушении. Согласно КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а Добреньков обратился в суд через месяц. Ему необходимо заявить в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока. После удовлетворения ходатайства снова направить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в суд;
  3. названы три органа или должностных лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:
    — районные (городские) суды, мировые суды;
    — органы внутренних дел (полиция);
    — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
    — налоговые органы, органы налоговой полиции;
    — федеральная инспекция труда и т. д.
Ответ:
Показать решение

Задача 14

Прочитайте отрывок из речи римского папы Урбана II: «Народ франков! <…> Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течёт молоком и мёдом».

  1. О какой сфере общественной жизни идёт речь в тексте?
  2. О какой фазе отношений внутри народа франков ведёт речь римский папа? Укажите, как называется такая фаза отношений между людьми (группами людей).
  3. Назовите три причины, названные в тексте, которые привели к такой фазе отношений внутри общества франков.
Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. сферы общественной жизни — социальная сфера;
  2. социальный конфликт;
  3. причины:
    — малоземелье;
    — многолюдство, земля не в силах прокормить столько людей;
    — междоусобные войны.
Ответ:
Показать решение

Задача 15

На уроке учитель использовал один из научных методов познания, приведя следующий пример: «Реки Сибири текут с юга на север. Иртыш — сибирская река. Значит, Иртыш течёт на север».

1) Какой уровень познания использован учителем?

2) Какой универсальный метод познания использован в данном случае?

3) Назовите три любые иных метода, свойственных познанию, описанному в условии задания.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. уровень: теоретический;
  2. универсальный метод: дедукция;
  3. иные методы теоретического познания: анализ, синтез, абстрагирование, формализация, аналогия, моделирование, идеализация, индукция.
Ответ:
Показать решение

Задача 16

Системы образования Японии и России имеют схожие и отличительные черты. Среди основных предметов японских школьников — социальные науки, японский язык, в последнее время популярным становится изучение английского языка. Школы используют информационные технологии и интернет для совершенствования и повышения образования. Большое внимание в школе уделяют физическому воспитанию и здоровому образу жизни. В каждой школе есть диетолог, который следит за здоровым питанием учащихся и составлением меню. Большинство школ поощряют учеников принимать участие в одном из двух клубов, спортивном или в клубе культуры. Участники клубов встречаются после уроков и проводят совместно время. Какие тенденции образования характерны для японской системы? Используя обществоведческие знания, приведите три примера проявления данных тенденций в российской школе.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. гуманитаризация, компьютеризация (информатизация), гуманизация;
  2. примеры проявления указанных тенденций в российской школе:
    — изучение русского языка, истории, обществознания;
    — использование компьютеров, проекторов, интерактивных досок;
    — возможность выбора кружков и секций, внимание к детям с ограниченными возможностями.
Ответ:
Показать решение

Задача 17

В известной сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» мы читаем о том, как рыбак поймал золотую рыбку, она обещала исполнить любое его желание, если он отпустит её на волю. И мы наблюдаем, как его жена сначала попросила новое корыто, затем дворец, потом она захотела стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской. За свою жадность она вновь оказалась у разбитого корыта. Какое явление иллюстрирует данное произведение? Какие его два вида демонстрирует сказка? Используя обществоведческие знания, укажите любые три фактора, которые могут влиять на данное явление.

Решение

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. явление — социальная мобильность;
  2. виды:
    — вертикальная восходящая;
    — вертикальная нисходящая;
  3. факторы социальной мобильности:
    — семья;
    — образование;
    — армия.
Ответ:
Показать решение

Задача 18

Большинство жителей страны Z заняты выращиванием кофе, урожаи которого отправляются за границу для переработки. В распоряжении каждой семьи есть свой участок земли, принадлежащий общине, на котором родственники трудятся сообща из поколения в поколение под руководством старейшин. К какому типу относится общество страны Z? Укажите два признака, по которым вы это определили. Назовите любые два признака общества данного типа, о которых не сказано в условии задания.

Решение

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

  1. указание на традиционный (аграрный) тип общества;
  2. по тексту выявлены признаки, например: аграрный характер производства, низкая социальная мобильность, общинная собственность, власть старейшин;
  3. не указанные в задании признаки, например: рутинные технологии, медленные темпы развития, преобладание устной информации над письменной, высокая значимость церкви и религиозных ценностей и т. п.
Ответ:
Показать решение

Задача 19

В стране Z был проведён социологический опрос. Участвующих попросили определить своё социальное положение. 75 % посчитали себя представителями среднего класса; 5 % опрошенных отнесли себя к богатым; 10 % заявили, что они бедняки, остальные затруднились с ответом. При этом каждый четвёртый отвечавший в стране Z зарегистрирован в качестве безработного на бирже труда, единственным источником существования 20 % семей является небольшое государственное пособие. Социологи сделали вывод, что самооценка своего социального положения людьми существенно завышена. Что позволило им сделать такой вывод (сформулируйте возможный аргумент)? Какие причины, на ваш взгляд, порождают такое явление, как «завышенная самооценка своего социального положения» (назовите две причины)?

Решение

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

  1. аргумент, например: в стране Z много бедных людей (25 % безработных; 20 % семей, живущих на пособие), но отнесли себя к бедным только 10 % опрошенных;
  2. возможные причины, например: — потребность в более высоком социальном статусе; — относительность понятий «бедность» и «богатство» в обществе, где подавляющее большинство населения бедняки, бедность может расцениваться как типичное «среднее» состояние.
Ответ:
Показать решение

Задача 20

Очередные парламентские выборы в стране Z привели к расширению представительства оппозиционных партий. Одним из первых в повестку дня был включён вопрос об отчёте правительства и принятии бюджета на предстоящий год. Какому типу политического режима соответствует данная ситуация? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный вами политический режим.

Решение

правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. политический режим: демократический;
  2. признаки политического режима:
    — парламентские выборы;
    — наличие оппозиционных партий в парламенте;
    — важные государственные функции представительного органа власти;
  3. дополнительный признак, например, свобода СМИ.
Ответ:
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе