desktop/lit.jpg mobile/lit.jpg

Задание 16. Интерпретация лирического произведения: сопоставление поэтических произведений. ЕГЭ 2021 по литературе

За это задание ты можешь получить 10 баллов. На решение дается около 15 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 69.4%
Ответом к заданию 16 по литературе может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задачи для практики

Задача 1

МОРЕ

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

(В. А. Жуковский, 1822)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых поэты создают образ моря. В чём сходство роли образа моря в этих произведениях и в стихотворении В. А. Жуковского?

Решение

Отвечая на поставленный вопрос, укажите, что образ моря — один из традиционных образов русской поэзии. Покажите, что эстетический и смысловой потенциал этого образа использовали А. С. Пушкин («К морю»), М. Ю. Лермонтов («Парус»), Ф. И. Тютчев («Море и утёс») и многие другие поэты.

Вспомните, что А. С. Пушкин высоко оценил элегию своего литературного наставника и она стала реминисцентным источником его собственного стихотворения. Как и у В. А. Жуковского, море у А. С. Пушкина — живое существо, его мысли и чувства понятны лирическому герою. Отметьте, что художественные наработки автора знаменитой элегии использовал и М. Ю. Лермонтов. В своём произведении «Парус» поэт применяет двухуровневый принцип структурирования художественного пространства (море — небо) и повторяет образный ряд. Проанализируйте предложенные стихотворения.

Завершите ваши размышления кратким выводом о непреходящей эстетической ценности созданного в элегии В. А. Жуковского образа моря и закономерности дальнейшего художественного развития этого образа поэтами-современниками.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 2

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

(В. В. Маяковский, 1913)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых находят развитие критика и обличение действительности. В чём сходство раскрытия темы в этих произведениях и в стихотворении «Нате!» В. В. Маяковского?

Решение

Выполняя задание, подчеркните, что в своей гротесковой лирике В. В. Маяковский опирался на традиции Н. В. Гоголя, М. Е. СалтыковаЩедрина. Однако появлению комических гимнов и издевательств поэта предшествовало богатое классическое наследие: блестящие пушкинские эпиграммы, лермонтовские гневные обличения, сатиры Н. А. Некрасова. Рассмотрите, как некрасовская «Колыбельная песня» обличает путь чиновника, подлеца душой, чья деятельность основана на обмане, лжи и грабеже.

Покажите, как современник поэта С. Чёрный создаёт блестящие стихотворные фельетоны, обличающие бездарных литераторов, пишущих «животом и ноздрёй, и ногами, и пятками». В книге «Сатиры» раздаётся его бодрый смех, а политические «уколы» автора направлены против бюрократов, государственных деятелей, думающих только о своей пользе. Сатирик жалеет, что «нет Чехова на свете», и в то же время радуется в стихотворении «Смех сквозь слёзы» тому, что Н. В. Гоголь не видит того, что совершается в государстве.

Сатирические стихи О. Э. Мандельштама обращены к своему жестокому времени. В произведении «Мы живём, под собою не чуя страны…» представлен уничижительный гротесковый портрет «отца всех народов» и его «свиты».

Яркие сатирические образы советской действительности встречаются и в стихотворениях Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Галича и других поэтов.

Содержание этих стихотворений позволит вам сделать вывод о том, что изображение пошляков, подлиз, духовных мещан, обывателей, жестоких государственных деятелей даёт поэтам возможность выразить субъективные переживания по поводу общественных и человеческих пороков.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 3

* * *

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слёз!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

(Ф. И. Тютчев, 1851)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите известные вам циклы любовной лирики (с указанием авторов) и определите, чем созвучны они любовному циклу Ф. И. Тютчева, в состав которого входит данное стихотворение.

Решение

Формулируя связное высказывание на предложенную тему, отметьте, что наиболее известными любовными циклами в русской поэзии принято считать «ивановский» цикл М. Ю. Лермонтова, «панаевский» цикл Н. А. Некрасова, «денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева, «миллеровский» цикл А. К. Толстого.

Отметьте, что в «ивановском» цикле М. Ю. Лермонтова любовь как высшая ценность становится способом самопознания лирического героя. Стихотворения «панаевского» цикла Н. А. Некрасова намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей, на первом плане в них — психологическая мотивировка поведения лирических героев, изображение их чувств и переживаний. «Миллеровский цикл» — это лирический дневник, в котором представлена история и философия любви.

Определив литературный контекст, покажите тематическую созвучность всех этих циклов. Одновременно отметьте принципиальное отличие их от «денисьевского» цикла, в котором любовь предстаёт как «поединок роковой» и «буйная слепота страстей», что объясняется спецификой художественного мировоззрения поэта.

В качестве вывода покажите эстетическую общность данных любовных циклов, не объединённых авторами в единое художественное целое, но утвердившихся в читательском сознании и научном изучении именно как циклы.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 4

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой, неторопливой,
Чело твое зарёй бессмертия венчай.

(Г. Р. Державин, 1795)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых поэты обращаются к теме памятника. В чём их новаторство в раскрытии этой темы?

Решение

Начать развёрнутый ответ можно с упоминания о том, что тема предназначения поэта в русской литературе имеет длительную традицию. Можно вспомнить не только стихотворение Г. Р. Державина «Памятник», но и произведения А. С. Пушкина «Пророк», М. Ю. Лермонтова «Пророк», А. А. Ахматовой «Муза». Обязательным будет упоминание о поэте как мастере, о роли слова, о вечности и тесной связи с культурой.

Выбирая стихотворения для сравнения, вы можете обратиться к одному из тех, что представлены выше, а можете выбрать его самостоятельно. В любом случае структура ответа будет включать анализ сопоставляемого текста с цитатами. Для примера обратимся к стихотворению Н. А. Некрасова. Роль творца прекрасно раскрыта в его «Элегии». Вспомните строки:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Именно в них автор выражает своё видение роли и назначения поэта. Прокомментируйте, как вы понимаете эти слова автора. Сравните стихотворения Н. А. Некрасова и Г. Р. Державина, сделайте акцент на различии представлений поэтов о роли творца.

В качестве второго примера рассмотрите стихотворение «Муза» (1924) А. А. Ахматовой. Объясните позицию автора. Сходство двух произведений видится в обращении к образам культуры, которые делают поэта частью вечности. Творец Ахматовой — проводник, подобный державинскому и пушкинскому пророку, муза диктует ему стихи.

В заключении сделайте вывод о своеобразии раскрытия темы в стихотворениях выбранных авторов.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 5

АВГУСТ

Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан — навстречу их паденью.

Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.

Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.

Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.

В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.

Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.

(Б. А. Ахмадулина, 1958)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых описана разлука. В чём сходство изображения чувств лирической героини (лирического героя) в этих произведениях и в стихотворении Б. А. Ахмадулиной?

Решение

Тема разлуки — одна из наиболее часто встречающихся в поэзии. В качестве примера рассмотрим стихотворение М. И. Цветаевой «Расстояния, вёрсты, мили…».

Обратите внимание на первую строку стихотворения. Тему разлуки автор акцентирует семантикой приставки, отделяя её от корня. На протяжении всего текста приставка подчёркивает отдалённость героини от адресата.

Как и в стихотворении Б. А. Ахмадулиной, в стихотворении М. И. Цветаевой звукопись играет важную роль, усиливая эффект протяжённости расстояния, разделяющего героев. Автор также прибегает к сравнению, только здесь судьба пары сравнивается с судьбой сирот. Вынужденная разлука горька, тягостна, мучительна. Пик драматизма — образ разбитой колоды карт. Именно он резюмирует невозможность героев быть вместе.

Очень своеобразно представлена тема расставания в стихотворении И. А. Бродского «Для школьного возраста». Лирический герой размышляет о расставании как о пространственно-временном явлении: людей разделяют годы и вёрсты. Устремлённые друг к другу сердца не могут быть вместе. В стихотворении звучит скорее мотив смирения, нежели отчаяния. Лирический герой принимает расставание и невозможность быть вместе как данность. В этом приятии героя и прослеживается отличие двух стихотворений, ведь лирическая героиня стихотворения Б. А. Ахмадулиной не может смириться с разлукой.

В заключении скажите о том, что сближают произведения Б. А. Ахмадулиной и М. И. Цветаевой эмоции, которые испытывают героини, однако подтекст совершенно разный: в одном стихотворении речь идёт о любовном союзе, в другом — о творческом, но от этого разлука не перестаёт быть разлукой и приносит боль. Стихотворение же И. А. Бродского наполнено чувством смирения: разлука случилась давно и чувства уже не так остры.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 6

ЛЕНИНГРАД

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!

Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

(О. Э. Мандельштам, 1930)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии встречается образ города и в чём его изображение можно сопоставить в этих произведениях и в стихотворении О. Э. Мандельштама?

Решение

Сопоставьте стихотворение О. Э. Мандельштама со стихотворениями из цикла А. А. Блока «Город». Отметьте, что стихотворения наполнены реалистическими чертами. Петербург в них предстаёт как город-призрак со зловещей атмосферой.

Рассмотрите стихотворение «Пётр», где поэт рисует мрачный город, покрытый постоянными туманами и мглой. Удручающее впечатление производит тусклый свет от фонарей, еле пробивающийся в тумане. Зловещий город из камня, равнодушный ко всему живому. Обратитесь к другим стихотворениям цикла.

Показательным будет и стихотворение «Незнакомка». Вот каким предстаёт город в нём: «воздух дик и глух», «окрики пьяные», «тлетворный дух», «детский плач», «среди канав», «…раздаётся женский визг,/А в небе, ко всему приученный,/Бессмысленно кривится диск». Резюмируйте, что город гнетёт человека, словно подталкивает его к чему-то нехорошему. Урбанистические мотивы звучат и в поэзии В. В. Маяковского. Стоит отметить, что это черта времени. Город Маяковского трагичен и постоянно издевается над человеком. Рассмотрите стихотворение «Адище города», где подслеповатого старика сбивает дьявол-автомобиль, а затем на него «с разбегу» надвигается трамвай, «взметнув зрачки». Человек словно не приспособлен к городу. Стихотворение автора стремится отразить надвигающийся прогресс, за которым человек не всегда успевает. В отличие от В. В. Маяковского, лирика О. Э. Мандельштама не столь урбанистична. Она призвана показать город как соратника человека, а не врага.

В заключении сделайте вывод о том, что, реалистично отразив тему города, Маяковский и Блок обогатили тему Петербурга в литературе. Сходство в изображении города в стихотворениях О. Э. Мандельштама и А. А. Блока в том, что поэтами создаётся образ города с гнетущей и зловещей атмосферой.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 7

* * *

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

(Н. А. Некрасов, 1848)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии возникает образ Музы и в чём можно сопоставить их с произведением Н. А. Некрасова?

Решение

Начните ответ на вопрос с мысли о том, что тема Музы традиционна для русской поэзии.

Обратитесь к наблюдениям литературоведа О. Ю. Шокиной: «Для А. С. Пушкина образ Музы выступает как универсальное поэтическое начало. Как всякий мифологический образ, Муза наполнена определёнными жизненными смыслами. Это и инструмент познания и отношения к миру. Через образ Музы прочитывается текст, причём на многих уровнях, и, что самое важное, на уровне смысловом. Где в контексте появляется образ Музы, там возникает своеобразный «сгусток поэзии». Приведите пример из стихотворения А. С. Пушкина «Муза» 1821 года. Основная мысль этого произведения состоит в том, что талант — это божественный дар, что только человек, следующий своему призванию и постоянно совершенствующийся, способен создать нечто божественное.

Интересен образ Музы в творчестве А. А. Ахматовой, продолжательницы традиций пушкинской поэзии. Её Муза многолика: она и покровительница, и подруга, и сестра.

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Прокомментируйте стихотворение. Обратите внимание на столь возвышенный образ Музы, приравненный к Божеству.

Голос Музы — это Божественное провидение, которое роднит поэта с творцом. Образ Музы в творчестве А. А. Ахматовой тесно связан с темой поэта и поэзии, тоже традиционной для творчества русских классиков.

Сходство образа Музы в стихотворениях русских поэтов в божественности её происхождения, различие — в многоликости.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 8

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!

(А. А. Фет,1870)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых пейзажная лирика тесно переплетается с философской. В чём сходство раскрытия темы гармонии человека и природы в этих произведениях и в стихотворении А. А. Фета?

Решение

Начните свой ответ с размышления о том, что неразрывно с именем А. А. Фета связано имя Ф. И. Тютчева. Одной из основных черт пейзажной лирики обоих поэтов является то, что они пытаются постичь смысл бытия через природу.

Лирику Ф. И. Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но специфика творчества поэта заключается в том, что в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения. Примечательно и то, что пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Мысль поэта предельно ясна: природа мудрее человека, она спокойно существует и без него, сам же человек без природы беспомощен. Гармония с природой позволяет человеку стать счастливым. Рассмотрите, например, стихотворения Ф. И. Тютчева «Вешние воды» и «Весенняя гроза». Проанализируйте их, приведя примеры. Используя приём контраста, автор раскрывает суть поисков лирического героя. Весна вызывает у него мысли о будущем. Ф. И. Тютчев описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Осень же поэт воспринимает как пору грусти, увядания.

В качестве второго примера рассмотрите стихотворения С. А. Есенина. Вспомните, что природа в его поэзии тесно связана с понятием «Родина»: все изменения в природе отражают изменения отношения поэта к родной земле. Интересно в этом контексте сравнить стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» и «Русь». Вспомните тексты. Прокомментируйте их. Сделайте вывод о том, что в стихотворениях С. А. Есенина образы природы тесно переплетаются с образом Родины и философским осмыслением действительности. Примечательно в наследии поэта не только это. Так, философская поэзия автора всегда содержит отсылки к образам природы. Показательно стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Всё это подчёркивает, что природа и человек в художественном мире поэта неразрывно связаны, что сближает творчество двух авторов. Но А. А. Фет осмысляет бытие через природу, а С. А. Есенин — наоборот.

В заключении скажите о том, что пейзажная лирика, кажущаяся «лёгкой», далеко не так проста: в стихотворениях русских поэтов она наполнена философским смыслом, призвана донести мысль о тесной связи человека и природы.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 9

* * *

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное –вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство–разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!

(А. А. Блок, 1914)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются вопросы бытия и смысла жизни и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением А. А. Блока?

Решение

Начните рассуждения с того, что философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих поэтов.

В данном стихотворении А. А. Блок размышляет о предназначении поэта как о смысле бытия. Поэт, по мысли автора стихотворения, пророк, несущий людям свет божественного откровения. Совершенно очевидно, что А. А. Блок продолжает в этом стихотворении пушкинскую традицию, поэтому обратитесь для сравнения к тексту «Пророка» А. С. Пушкина. Дайте характеристику стихотворению, сделав акцент на основной идее. Главная мысль, заложенная в стихотворении, передаётся читателю «гласом Бога»: смысл жизни поэта быть пророком, нести людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии. Приведите примеры из произведения.

Схожее осмысление темы человеческого предназначения можно найти и в стихотворении Н. А. Некрасова «Пророк». Автор в очередной раз поднимает в произведении проблему судьбы борца за народное счастье. Основная мысль, которую хочет донести Некрасов: предназначение поэта — отдавать жизнь за народ. Этот подвиг подобен подвигу Христа, который принимает смерть за человечество. Поэт-революционер взывает к рабам, чтобы они боролись за своё достоинство и торжество справедливости. Становится ясна мысль стихотворения: жить нужно не для себя, а для других, предназначение поэта в служении своему народу.

Сделайте вывод о том, что идея произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и А. А. Блока состоит в том, что человек волен найти своё предназначение и он уподобляется творцу, подобен пророку, если всю душу отдаёт любимому делу.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 10

НИЩИЙ

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

(М. Ю. Лермонтов, 1830)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием авторов), в которых лучшие чувства героя «обмануты навек». В чём отличие изображения чувств лирического героя в этих произведениях и стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Решение

Начать рассуждения следует с того, что тема неразделённой любви — одна из ключевых в отечественной поэзии.

Для сопоставления с текстом М. Ю. Лермонтова можно взять стихотворения А. С. Пушкина. Будучи представителями одной эпохи, поэты очень отличались по духу, художественный мир их произведений тоже имеет ряд различий. В частности, интерес представляет и особый взгляд поэтов на тему любви.

Рассмотрите стихотворение «Я Вас любил…». Дайте характеристику. Обратите внимание: два произведения объединяет тема неразделённой любви, но как по-разному воспринимают её лирические герои двух поэтов. Лермонтовский — разочарован и зол (приведите аргументы из текста). Пушкинский — воодушевлён и благодарен возлюбленной за те чувства, что любовь ему подарила. В стихотворении «Нищий» звучат безысходность и тоска, которые усугубляются ярким сравнением; в стихотворении же «Я Вас любил…» — нота надежды, а заканчивается оно добрым пожеланием возлюбленной.

Совсем иначе представлена тема обманутых чувств в стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…». В данном произведении автор изображает чувства лирического героя, которого оставила возлюбленная. В стихотворении показана динамика эмоций, которые испытывает человек, чьи надежды были обмануты. Обратите внимание на вторую строфу, где показаны терзания и муки лирического героя. А. А. Блок в своём восприятии этой темы ближе к А. С. Пушкину: проходит время, боль утихает, и лирический герой благодарен возлюбленной за дар любви, который она ему когда-то преподнесла. Прокомментируйте последнюю строфу.

В заключении сделайте вывод о том, что восприятие утраченной любви переосмысляется каждым поэтом по-своему, в стихотворениях доминируют разные эмоции. Можете выразить своё мнение относительно того, чья точка зрения ближе вам.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 11

ГРОЗА

Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся –
И здесь стою недвижим я.

Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьёшься ты?

О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.

(М. Ю. Лермонтов, 1830)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной лирики поэты раскрывают внутренний мир героя через образ природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза»?

Решение

В качестве литературного контекста вы можете рассмотреть элегию В. А. Жуковского «Море», стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», Б. Л. Пастернака «Февраль! Достать чернил и плакать…» и др.

Начните свой ответ с указания литературных параллелей.

Далее сопоставьте названное вами стихотворение с другими в заданном тематическом направлении. В данном случае это внутренний мир героя, раскрывающийся через образ природы. Помните, что при сопоставлении необходимо приводить примеры из текста, сопровождаемые комментариями или анализом.

В элегии «Море» В. А. Жуковский художественно сопрягает внутренний мир лирического героя с образом моря. Состояние стихии (штиль или шторм) отражает душевное состояние человека. Если в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Гроза» образ бушующего моря противопоставлен спокойствию героя, то в произведении Жуковского образ моря и душа человека прямо соотнесены: подобно морю, тянущемуся к ясному, чистому небу, душа человека стремится к идеалу.

По аналогии сопоставьте второе стихотворение, выбранное вами, с «Грозой» М. Ю. Лермонтова.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 12

* * *

Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?

И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она «моя»?

И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.

(С. А. Есенин, 1924)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии любовь трактуется как сила, преображающая человека, и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»?

Решение

Отвечая на поставленный вопрос, укажите не менее двух произведений. В качестве литературного контекста вы можете привести стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас…». Сопоставьте выбранные вами произведения со стихотворением С. А. Есенина в заданном тематическом направлении. Выявите сходство и/или различия. Обязательно приведите цитаты из стихотворений А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, сопровождая их аналитическими комментариями.

Как и в стихотворении С. А. Есенина, в произведениях А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева любовь — это сила, которая преображает жизнь и душу лирического героя. Есенин с помощью деталей (вздохи украдкой, горящие глаза) подчёркивает метаморфозу, происходящую с влюблённым человеком: его поглощает страсть, он становится другим. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» без любви жизнь лирического героя замирает: «В глуши, во мраке заточенья/Тянулись тихо дни мои./Без божества, без вдохновенья,/Без слёз, без жизни, без любви». Но новая встреча с возлюбленной, возвращение любви преображают героя и его жизнь: «Душе настало пробужденье!/И для неё воскресли вновь/И божество, и вдохновенье,/И жизнь, и слёзы, и любовь». И в стихотворении Ф. И. Тютчева встреча с возлюбленной также оживляет душу героя. Автор выражает эту мысль с помощью олицетворения: «Здесь не одно воспоминанье./Здесь жизнь заговорила вновь». Во всех трёх стихотворениях утверждается мысль, что настоящая любовь преображает человека. Различие заключается только в том, что в пушкинском и тютчевском стихотворениях историю преображения переживают сами лирические герои, у Есенина же об этом состоянии рассказывает меняла.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а так- же общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 13

* * *

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

(А. А. Ахматова, 1940)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Кто из русских поэтов осмыслял суть поэзии и в чём можно сопоставить творческие позиции этих авторов с позицией А. А. Ахматовой, выраженной в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…»?

Решение

Выполняя задание на сопоставление, приведите не менее двух произведений с упоминанием авторов. Обязательно свои комментарии сопровождайте элементами цитирования.

Начните ответ с того, что над вопросом, в чём состоит суть поэзии, размышляли в своих стихотворениях А. С. Пушкин («Разговор книгопродавца с поэтом»), А. А. Фет («Одним толчком согнать ладью живую…»), В. В. Маяковский («Необычайное приключение летом на даче…»), Б. Л. Пастернак («Определение поэзии»).

Сопоставьте выбранные вами два текста с исходным произведением в заданном тематическом направлении.

Например, в стихотворении «Определение поэзии», чтобы выразить сущность искусства поэтического слова, Пастернак прибегает к перечислению явлений окружающего мира:

Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок.

Так же, как у Ахматовой, в стихотворении Пастернака поэзию вызывают к жизни самые обычные, а иногда прозаические объекты — такие как горох или грядка.

Фетовская же концепция поэзии в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» сближается с ахматовской в том, что стихи способны преображать жизнь и человека. В первом случае поэт утверждает, что настоящее слово искусства заставляет биться бестрепетные сердца. Во втором — задорный и нежный стих несёт радость людям и самому поэту.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 14

***

Она души не приняла.
А я старался. Так старался,
Что и свои забыл дела,
И без иной души остался.
Я говорю о ней: была.

Нехорошо. Она живая.
Она по-прежнему светла.
Она живёт, переживая,
Но — там, где я сгорел дотла,
С ней всё на свете забывая.
Я говорю о ней: была.

Она души не приняла.
Но это — малые дела
Среди дерзаний и сказаний.

Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний…
Поминаний.

(В. Н. Соколов, 1971)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В произведениях каких русских поэтов звучит тема драматических отношений между мужчиной и женщиной и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. Н. Соколова «Она души не приняла»?

Решение

Начните своё сочинение с мысли о том, что многие русские поэты обращались в своих произведениях к теме драматических отношений между мужчиной и женщиной. В качестве примеров вы можете рассмотреть стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё быть может…», Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим!», С. А. Есенина «Письмо женщине», В. В. Маяковского «Лиличка!» и др.

Далее сравните ситуации, обусловившие драматичность отношений, сравните переживания лирических героев и т. п. Выявите общие мотивы, образы и т. п. Обязательно подкрепляйте свои рассуждения и комментарии цитатами из названных вами произведений.

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» так же, как и в произведении В. Н. Соколова «Она души не приняла», лирический герой пытается осмыслить финал романтических отношений. И в том и в другом случае повествование тяготеет к исповеди. Оба героя говорят об искренности и глубине своих чувств (приведите цитаты) и о том, что связь с возлюбленной не утрачена. В пушкинском стихотворении звучит мысль о том, что любовь «угасла не совсем». Соколов эту мысль выражает через осознание образа возлюбленной: лирический герой ловит себя на мысли, что о возлюбленной он говорит «была», но она есть, она не покидает его мир. Общим между этими двумя стихотворениями становится финал: оба лирических героя в итоге своих размышлений благословляют своих возлюбленных и этим ещё раз доказывают свою любовь.

Рассмотрите по аналогии ещё одно произведение. Помните, что при сопоставлении вы можете указывать не только сходства, но и различия.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 15

СНЕГ ИДЁТ

Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт, —
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.

(Б. Л. Пастернак, 1957)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём можно сопоставить эти произведения со стихотворением Б. Л. Пастернака «Снег идёт»?

Решение

В качестве литературных параллелей вы можете привести стихотворении А. С. Пушкина «Туча», А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…», Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», Б. Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», Б. А. Ахмадулиной «Не писать о грозе» и т. д.

Важно при выполнении этого задания сопоставлять, то есть сравнивать в данном случае, что общего или что различного в изображении явлений природы и их философском осмыслении.

Как и в стихотворении Б. Л. Пастернака, в произведениях А. С. Пушкина «Туча» и А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…» философское осмысление явлений природы помогает поэтам постичь закономерности жизни. Лирический герой Пастернака, наблюдая за снегопадом, сознаёт быстротечность времени и включённость всего сущего в общий жизненный круговорот. В стихотворениях Пушкина и Фета проводится аналогия между непогодой, суровым периодом в мире природы и порядком жизни человека, в которой бурные периоды, тяжёлые испытания обязательно сменяются периодами гармонии и тишины. Подтвердите свои размышления цитатами из произведений упомянутых поэтов. Обязательно прокомментируйте эти стихотворные отрывки.

В заключении подведите итоги сопоставления. Обратите внимание на то, что приведённый литературный контекст позволяет увидеть сквозные в литературе проблемы, мотивы, ситуации, образы и т. п., а также общее и/или индивидуальное в их художественном осмыслении.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 16

***

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

(М. И. Цветаева, 1913)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением М. И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»?

Решение

К теме творчества обращались многие поэты. Подберите два стихотворения из русской поэзии, в которых авторы размышляют о какой-нибудь стороне творчества. Помните, что подобранный Вами текст должен быть сопоставлен с исходным произведением. Поэтому отталкивайтесь от смысловых векторов, которые заданы в анализируемом произведении, в нашем случае в стихотворении М. И. Цветаевой. В указанном тексте автор размышляет о характере своего творчества и о том, какой будет его судьба через многие годы.

В качестве литературного контекста можно рассмотреть стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Свой выбор необходимо обосновать и прокомментировать. В указанном произведении поэт размышляет о своём творчестве, даёт ему оценку.

Далее сопоставьте два стихотворения. В пушкинском произведении, как и в стихотворении Цветаевой, высказывается мысль о том, что его творчество будет востребовано через века:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Эта мысль созвучна строкам Цветаевой, которая искренне верит в то, что её «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд!».

Приведите ещё одну литературную параллель. Обоснуйте свой выбор и сопоставьте со стихотворением М. И. Цветаевой.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 17

РОДНИК

Я тех мест святыми не считаю,
Я от тех лесов почти отвык.
Там по мне, наверно, не скучает
Очень звонкий маленький родник.

Он пропах землёй, травой и хвоей,
В жаркий полдень холоден всегда.
А опустишь руку в голубое,
Заласкает светлая вода.

У его задумчивого пенья
Я большой учился чистоте,
Первым, самым робким вдохновеньям,
Первой, самой маленькой мечте.

Я тех мест святыми не считаю,
Только я не так ещё отвык,
Только пусть пока не высыхает
Очень звонкий маленький родник.

Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым.
Я ещё приду к нему, живому,
И ещё напьюсь его воды!

(В. А. Солоухин, 1945)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема малой родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. А. Солоухина «Родник»?

Решение

Теме малой родины посвящён ряд произведений Сергея Есенина. Например, в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…» поэт признаётся, что не забудет никогда этот дом. Он является самым дорогим, что есть в жизни героя. При сопоставлении двух текстов можно увидеть, что оба поэта уходят от пафосности и торжественности слога. И Есенин, и Солоухин связывают мысль о малой родине с образами, лишёнными величия.

Для сопоставления можно привлечь ещё одно стихотворение «Русь советская», где Есенин обращается к теме малой родины. И так же, как и в стихотворении Солоухина, в нём звучит мотив возвращения к истокам. Но если в исходном тексте родник символизирует нечто неизменное, стабильное в жизни человека, к чему герой может вернуться на склоне лет, то в произведении Есенина мотив возвращения на малую родину приобретает драматичное звучание: родная деревня сильно изменилась (здесь говорят по-другому, много незнакомых людей, самого поэта здесь не узнают) и герою нет места в этом новом мире.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 18

***

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!

(М. Ю. Лермонтов, 1832)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием автора), в которых звучит мотив избранничества. В чём сходно (или различно) звучание данного мотива в этих произведениях и в приведённом стихотворении М. Ю. Лермонтова?

Решение

Начать сопоставление можно с упоминания о том, что мотив избранничества тесно связан с мотивом изгнанничества, который, в свою очередь, «развёртывается на фоне уже освоенного русской поэтической традицией сюжета об изгнаннике (А. Н. Радищев, Г. Р. Державин, П. А. Вяземский, поэты-декабристы)». Герои-избранники в романтической парадигме живут «в мире подвига и высокого страдания, в антагонизме с миром „гонителей”, несут на себе явные следы романтической условности» (Осьмакова Н. И. Лермонтовская энциклопедия. Глава «Мотивы»).

Далее обратитесь к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой…» Прокомментируйте, как представлен в тексте мотив избранничества. Приведите примеры развития этого мотива. Кому уподобляет себя лирический герой и почему? В чём смысл сравнения души поэта с океаном? Обратите внимание на то, что в лермонтовском тексте представлены все традиционные черты героя-избранника: он одинок, отвергнут толпой, он «не такой, как все», у него есть высокая миссия, для которой он избран Богом. Стихотворение строится на сопоставлении и контрасте: лирический герой сравнивается с поэтом Байроном, но в то же время и противопоставлен ему.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова можно сопоставить со стихотворением А. С. Пушкина «Арион». Отметьте, что в основу данного текста положен миф о древнегреческом поэте Арионе, который был спасён от смерти благодаря своему дару. Сходство этих стихотворений очевидно: как и лермонтовское, оно строится на сопоставлении лирического героя с поэтом, только мифологическим. Приведите примеры и прокомментируйте их. В стихотворении А. С. Пушкина также возникает образ океана, стихии. Подумайте, какова функция данного образа. Есть ли сходство с образом в стихотворении М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте также лирических героев произведений. В чём избранничество лирического героя стихотворения «Арион»?

В качестве второго примера рассмотрите текст стихотворения А. С. Пушкина «Поэт». Несмотря на то, что «молчит его святая лира», лирический герой понимает своё особое положение. Автор же акцентирует избранничество поэта, ведь его лира «святая». Потому, когда приходит вдохновенье, поэт возвышается над толпой, от которой он не зависит, да и «к ногам народного кумира не клонит гордой головы». Важно понимать, что целью своего избранничества А. С. Пушкин видит служение лиры народу.

В заключении необходимо сказать о том, что в стихотворениях двух поэтов мотив избранничества тесно связан с темой назначения поэта, с творческим самоопределением.

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 19

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА

В холодную пору в местности, привычной скорее к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.

Ему всё кругом казалось огромным: грудь матери, жёлтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребёнка издалека,
из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

(И. А. Бродский, 1987)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведения отечественной поэзии (с указанием автора), в которых звучат библейские мотивы. В чём сходство (или различие) интерпретации библейских мотивов в этих произведениях и в приведённом стихотворении И. А. Бродского?

Решение

Вы можете выбрать для сопоставления различные стихотворения на библейскую тематику, которых достаточно в русской поэзии как XIX, так и ХХ веков. Однако целесообразно рассмотреть для сравнения стихотворения, схожие с «Рождественской звездой» И. А. Бродского. Речь идёт о стихотворении из цикла к роману «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда» и «В день Благовещенья…» М. И. Цветаевой.

Необходимо отметить, что стихотворение И. А. Бродского — это своеобразный полемический выпад поэта в адрес Б. Л. Пастернака, поэтому стихотворения называются одинаково. Стихотворения разделяет временной промежуток в 40 лет: одно написано в 1987 году, второе — в 1947 году. Переходя к сравнению, обратите внимание на то, что схож в стихотворениях центральный образ — образ рождественской звезды, давший название текстам. В остальном же стихотворения различны. Сопоставить их целесообразно по форме и содержанию. Сделать это можно как последовательно, так и параллельно.

Далее рассмотрите структуры текстов, их сюжет. Стихотворение Б. Л. Пастернака, как отмечают исследователи, отображает светлое состояние поэтической души, искренне принимающей православное вероучение. Стихотворение наполнено патетикой, что вполне соответствует его тематике: создаётся ощущение отдалённости происходящего, его нереальности. Текст же И. А. Бродского — математическая формула, лишённая изысков, где цель поэта — показать реальность сцены, доказать, что так было на самом деле. Стихотворение стройно, в нём выточена каждая деталь — что, собственно, отличает все тексты данного автора. Приведите примеры формальных отличий текстов. Прокомментируйте их.

Рассмотрите основное отличие между стихотворениями — это трактовка образа рождественской звезды. Главное, на что стоит обратить внимание, — это символика, именно она даёт возможность понять, в чём заключено ключевое несходство текстов. Подумайте, в чём смысл завершающих стихотворение Б. Л. Пастернака строк: «И тот оглянулся: с порога на Деву,/Как гостья, смотрела звезда Рождества». А в чём — И. А. Бродского? Чем концовка первого текста отличается от второго?

Перейдите ко второй параллели. В стихотворении М. И. Цветаевой «В день Благовещенья…» отчётливо звучит библейская нота. Обратите внимание на то, что в тексте вспоминается народный обычай, символизирующий освобождение, отпускать на волю птиц в праздник Благовещения. Лирическая героиня радуется вести о том, что в мир вскоре войдёт Христос и наступит весна человечества, у неё словно вырастают крылья. При сопоставлении текстов отметьте, что библейский сюжет в стихотворении И. А. Бродского — это основа сюжета лирического, а у М. И. Цветаевой религиозный символ определяет мироощущение лирической героини.

В заключении, обобщая вышесказанное, сделайте акцент на том, что библейские мотивы, казалось бы, одинаковые, могут звучать в различных текстах по-разному, выражая особое авторское видение «вечных тем».

Ответ:
Показать решение
Полный курс

Задача 20

* * *

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов;

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим;

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец, —
Вот, чем певец лишь избранный владеет!
Вот, в чём его и признак, и венец!

(А. А. Фет, 1887)

Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каких произведениях русских поэтов поднимается тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»?

Решение

Начиная своё размышление, упомяните о том, что тема творчества имеет в русской литературе давние традиции, продолжателем которых является и Афанасий Афанасьевич Фет. Среди поэтов, обращавшихся к ней, можете назвать и Г. Р. Державина, и М. В. Ломоносова, и А. С. Пушкина, и М. Ю. Лермонтова, и А. А. Ахматову, и Б. Л. Пастернака, и многих других. Ваш выбор для сопоставления может быть различным, однако в самом тексте А. А. Фета звучат реминисценции из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк», написанного в 1826 году.

Далее охарактеризуйте, как представлена данная тема в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…». Важно отметить, что творчество рассматривается А. А. Фетом как божественный дар, сам поэт уподобляется творцу и выполняет высокую миссию «усилить бой бестрепетных сердец».

Далее рассмотрите стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Обратите внимание на общие мотивы, которые роднят два стихотворения: избранничества поэта, его божественной сущности. Обратите внимание, как реализуется в пушкинском тексте метафора «глаголом жги сердца людей», какое звучание она приобретает в фетовском тексте. Подумайте о роли поэта. Приведите примеры из текста.

В качестве второго примера рассмотрите стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк». Начните с того, что поэт следует пушкинским традициям. Однако мотив избранничества тесно связан в лермонтовском тексте с мотивом изгнания: одинокий герой враждебен миру людей. В чём видит М. Ю. Лермонтов назначение поэта? Что роднит выбранное стихотворение с произведением А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»? В заключении подведите итоги Вашего размышления, делая акцент на сходной тематике, мотивах произведений русских поэтов поэтов и на том, как они реализованы в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…».

Ответ:
Показать решение
Полный курс
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе