Задание 25. Историческое сочинение. ЕГЭ 2020 по истории

За это задание ты можешь получить 12 баллов. На решение дается около 80 минут. Уровень сложности: высокий.
Ответом к заданию 25 по истории может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Задание № 25 ЕГЭ по истории — это историческое сочинение. Данное задание подразумевает проверку знаний выпускника по определенному историческому периоду истории России. Все исторические сочинения делятся на три подгруппы, один из периодов всех трех подгрупп может попасться на экзамене, нужно будет лишь выбрать один из периодов и писать по нему сочинение.

Подгруппы исторических периодов:

  1. Древность и средневековье (IX век — конец XVII века);
  2. Новое время (конец XVII — начало XX века);
  3. Новейшее время (1917-2012 годы).

Говоря об особенностях исторического сочинения, стоит упомянуть про два ключевых элемента — это критерии оценивания и алгоритм написания сочинения.

Критерии исторического сочинения

Самое важное в сочинении на ЕГЭ по истории — критерии. Именно по ним оценивается сочинение и выставляются соответствующие баллы.

Историческое сочинение включается в себя 7 критериев (Далее К1-К7) за которые в сумме можно получить 12 первичных баллов:

  • К1 — Указание не менее двух исторических событий (явлений, процессов) — 2 балла;
  • К2 — Указание не менее двух исторических личностей и их роли в указанных событиях (процессах, явлениях) — 2 балла;
  • К3 — Указание причинно-следственных связей в названных в сочинении событиях (явлениях, процессах) — 2 балла;
  • К4 — Указание оценки влияния событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России — 1 балл;
  • К5 — Использование исторической терминологии — 1 балл;
  • К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок — 3 балла;
  • К7 — Форма изложения исторического сочинение — 1 балл.

ВНИМАНИЕ! По критериям К6 и К7 баллы могут выставлены только в том случае, если по критериям К1-К4 выставлено в суммене менее 5 баллов.

Самыми проблемными критериями, где выпускники допускают наибольшее число ошибок — это К2,К3,К4 и К6. Это связанно прежде всего с тем, что у выпускников недостаточно знаний, связанных с детальным и углубленным изучением истории.

План написания исторического сочинения

Как правило, нигде не сказано о том, по какому алгоритму писать сочинение. Единственная официальная оговорка на этот счет говорит о том, что сочинение должно быть написано в форме связанного текста, а не плана.

Мы предлагаем вам следующую форму написания сочинения, которая свободно принимается уже не первый год. Рассмотрим на примере сочинения по периоду: 1325-1340 гг. — Правление Ивана Калиты. Форма заключается в делении сочинения на абзацы:

— 1 абзац: Введение и краткая характеристика периода. В этом абзаце вы указывает период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

ПРИМЕР: «Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества».

— 2 абзац и 3 абзацы: Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев. Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 1 событию (явлению, процессу); 1 причине события; 1 личности и ее роли в указанном событии; 1 последствию. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

ПРИМЕР: «Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах».

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Таким образом, мы получаем по 1 баллу за критерии К1, К2, К3 и К5. Далее в 3 абзаце мы пишем по такому же образцу, но уже с другим историческим событием (процессом, явлением) и подходящими к ним личностью, причиной, и последствием. За них также выставляется по 1 баллу.

— Последний 4 абзац: Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4). Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

ПРИМЕР: "Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве.".

Теперь давайте подробней разберемся с каждым отдельным критерием.



Критерий К1 — Указание событий (явлений, процессов)

Данный критерий предусматривает использование в историческом сочинении два исторических события, явления или процесса. Достаточно их просто указать для того, чтобы данный критерий был засчитан.

Не обязательно при указании событий, явлений или процессов писать даты, когда они произошли.

За критерий К1 выставляется максимум 2 балла.


Критерий К2 — Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Согласно данному критерию вы должны указать две личности и их роль в указанных вами событиях. То есть не будут засчитаны ответы, если, например, за событие вы берете Отечественную войну 1812 года, а личность пишите М.М. Сперанского, так как Сперанский не принимал участия в войне.

Под РОЛЬЮ исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной, волевой активности исторического деятеля. Если же выпускник пишет не о конкретном действии, а лишь о процессе, который проходил под его руководством или участником которого он был, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2.

Пример неверного указания: «Владимир Мономах организовал походы против половцев»

В данном примере организация походов против половцев это исторический процесс, а не конкретное действие человека.

Пример правильного указания: «Владимир Мономах выступил инициатором проведения Любечкого съезда князей 1097 года, на котором было принято решение о походах против половцев, один из которых в 1111 году возглавлял лично Владимир Мономах и другие князья»

Данный пример является верным, так как мы указали конкретные действия Владимира Мономаха в борьбе против половцев: «выступил инициатором», «возглавлял лично».

ВНИМАНИЕ! Исторической личностью могут выступать как деятели истории России, так и деятели истории Зарубежных стран, однако их можно указывать только в том случае, если их действия непосредственно связанны с событиями истории России.

За критерий К2 выставляется максимум 2 балла.


Критерий К3 — Причинно-следственные связи

Указанные причинно-следственные связи должны характеризовать причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. То есть это означает, что несмотря на название самого критерия, самым важным является указание именно причин событий, однако, после каждого события стоит писать небольшой вывод (итоги, последствия).

ВНИМАНИЕ! Не нужно при указании данного критерия перечислять все известные тебе причины или последствия указанных событий (явлений, процессов). Достаточно указать только одно, но самое важное и ключевое!

За критерий К3 выставляется максимум 2 балла.


Критерий К4 — Оценка влияния данного периода на дальнейшую историю России

Данный критерий является одним из самых сложных, поэтому обратите на него особое внимание. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России представляет собой вывод о влиянии событий (явлений, процессов) данного периода именно на последующие эпохи (То есть вы должны обязательно выйти за рамки вашего периода).

ВНИМАНИЕ! Не засчитывается по данному критерию общая формулировка, не содержащая конкретных исторических связей, фактов. При указании оценки влияния на дальнейшую историю вы всегда должны прописывать связь событий выбранного вами периода с теми событиями, которые происходили в ближайшем будущем.

Теперь разберем несколько примеров неверного и правильного указания оценки влияния периода на дальнейшую историю России

Примеры неверного указания: «Этот период оказал положительное влияние на дальнейшую историю». «Период правления Ивана Грозного негативно сказался на событиях будущей истории».

В данных примерах указывается только факт положительного или негативно влияния периода. А в чем конкретно проявлялась положительность или отрицательность периода? Какие конкретные событие периода повлияли на положительный или отрицательный эффект? Каким образом они повлияли на те событий (явления, процессы), которые произошли в будущем? Непонятно.

Примеры правильного указания №1: «Проигранная Ливонская война, политика опричнины, закрепощение крестьян и отсутствие наследников у царя стали причиной ряда кризисов, которые в дальнейшем приведут к событиям Смутного времени».

В этом примере четко раскрывается взаимосвязь. Именно проигрыш в Ливонской войне, политика Ивана Грозного, династический кризис и т.д. послужили причиной начала Смутного времени. В данном примере раскрывается влияние периода правления Ивана Грозного (1533-1584) на дальнейшую историю России, то есть Смутное время (1598-1613). Таким образом, мы видим, что первый период заканчивается 1584 годом, а второй начинается 1598 годом. Это и есть выход за рамки периода.

Примеры правильного указания №2: «Этот период оказал огромное влияние на дальнейшую историю. Так, попытка Павла I ограничить крепостное право манифестом о трехдневной барщине 1797 года приведет к отмене Александром I крепостного права в Прибалтике, а участие России в антифранцузских коалициях — к Отечественной войне с Наполеоном 1812 года».

В этом примере рассматривается период правления Павла I (ноябрь 1796 — март 1801 гг.) и его влияние на будущий период, который пришелся на правление Александра I (март 1801 — ноябрь 1825 гг.). Здесь прослеживается связь в решении крестьянского вопроса в Российской империи, а также борьбы с Наполеоном. Именно Павел I начал политику смягчения положения крестьян, которую продолжил Александр I решением отменить крепостное право в Прибалтике. Таким образом, видна очевидная, с указанием конкретных исторических событий связь.

То же самое с борьбой против Наполеона. Россия при Павле I участвовала во II антифранцузской коалиции, вела борьбу против него. Именно это событие послужит причиной усугубления отношений с Францией в будущем, что в конечном итоге приведет к Отечественной войне 1812 года в России.

За критерий К4 выставляется максимум 1 балл.


Критерий К5 — Использование исторической терминологии

По ходу написания сочинения вы должны применить хотя бы один исторический термин. Под историческим термином следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи) или всего исторического процесса в целом.

ВНИМАНИЕ! За некорректное использование термина будет выставлено 0 баллов. Например, по ходу сочинения вы используете термин “Заповедные лета”, а пишете об “Урочных летах”, то есть происходит замена термина.
Раскрывать исторический термин, то есть давать ему определение, не нужно! Достаточно просто его указать в своем сочинении!

За критерий К5 выставляется максимум 1 балл.


Критерий К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок

По данному критерию вы уже получаете 3 балла при условии, что в вашем сочинении нет фактических ошибок! По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 вы набрали не менее 5 баллов.

ВНИМАНИЕ! Старайся не использовать в своем сочинении того, в чем ты не уверен, но при условии, что это необязательно. Например, указание дат в событиях, инициалов личностей и т.п.

Орфографические ошибки при написании исторического сочинения не учитываются, но при условии, что допущенная орфографическая ошибка не искажает смысл написанного.

Например: Вы написали мЕтрополия (страна, владеющая колониями) вместо мИтрополия (церковная территория под управлением митрополита, например, Киевская митрополия).

Нередко фактическая ошибка может быть допущена при неверной формулировке того или иного положения. Например: “Последствием заключения Россией Тильзитского мира 1807 года стала Континентальная блокада”.

В этом примере допущена фактическая ошибка, так как Континентальная блокада Англии была введена Наполеоном Бонапартом еще до заключения мира, а Россия с 1807 года только вступила в нее.

Поэтому, верным было бы положение: "Последствием заключения Тильзитского мира 1807 года между Александром I и Наполеоном стало присоединение России к континентальной блокаде Англии".

За критерий К6 выставляется максимум 3 балла.


Критерий К7 — Форма изложения

Ваше сочинение должно представлять собой последовательное, связное изложение материала, желательно по тем правилам, что написаны в алгоритме написания сочинения. Не является обязательным требованием литературное оформление ответа.

По данному критерию, как и по критерию К6, работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 вы набрали не менее 5 баллов. За соблюдение формы изложения текста вы можете получить 1 балл.

Задачи для практики

Задача 1

Прочтите отрывок из приказа и напишите фамилию автора.

«Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем... отступать...
Формировать в пределах армии 3–5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов...»

Решение

Внимательно прочитаем условие задания и фрагмент из исторического документа. Перед тем как определить, кому он принадлежит, следует знать, в условиях какой войны мог быть издан подобный приказ. Не подлежит сомнению, что накал боевых действий и панические настроения могли проявиться только в самой тяжелой войне в истории нашей страны – Великой Отечественной. Руководителем СССР в войне был И.В. Сталин. Соответственно, правильный ответ – Сталин.

Ответ: сталин
Показать решение

Задача 2

Прочтите отрывок из документа.

«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается... Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов... Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР... Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага... В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды, диверсионные группы. Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма...»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Данный документ является текстом обращения, с которым выступил В. М. Молотов в первый день войны.
  2. Данное выступление прозвучало по радио.
  3. Обращение ставило цель ободрить, снять психологическое напряжение, чтобы люди перестали бояться врага.
  4. Это обращение И. В. Сталина к народу СССР в июле 1941 года.
  5. Это речь, с которой И. В. Сталин выступил во время военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.
  6. Нападение Германии на Советский Союз оценено в данном обращении как вероломное.
Решение

Внимательно прочитаем отрывок из исторического документа. Мы сразу понимаем, что речь идет о начале Великой Отечественной войны, но при этом война уже шла некоторое время на территории СССР, соответственно речь прозвучала спустя определенное время после начала войны. Поэтому мы сразу отбрасываем вариант 1. В силу неразвитости телевещания обращение могло прозвучать только по радио. Его автором был Сталин, вариант 4. И в самом тексте обращения нападение оценено как вероломное.

Ответ: 246
Показать решение

Задача 3

Какие суждения об изображении на плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Обозначенный на плакате маршрут экипажа пролегал через Дальний Восток.
  2. Экипаж состоял из женщин-лётчиц: В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М.М. Расковой.
  3. Плакат пропагандирует достижения советской авиации 1920-х гг.
  4. На плакате виден портрет руководителя СССР того периода времени, когда произошли события, отражённые на плакате.
  5. Участниками событий, отражённых на плакате, были В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков.
Решение

На плакате изображен маршрут воздушного перелета с территории СССР в США через Арктику и Канаду. Полет состоялся в годы руководства страной И.В. Сталина. Соответственно, отбрасываем вариант 1. Также не подходит вариант 3, так как советская авиация особенно интенсивно развивалась в 30-е годы. Выбираем вариант 4, далее вспоминаем, что в 1937 году этот перелет совершил экипаж В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова, т.е. правильный ответ – 5.

Ответ: 45
Показать решение

Задача 4

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В Нижнем же казны становилось мало. Он же нача писать по городам в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищение Московского государства. В городах же слышали в Нижнем собрания, рады были, и посылали к нему на совет и многую казну к нему посылали и свезли к нему из городов многую казну. Слышали же в городех ратные люди, что в Нижнем собираются все свободные люди, пошли из всех городов. Первые же пришли коломничи, потом рязанцы, потом же из Украинных городов многия люди и казаки и стрельцы, кои сидели в Москве при царе Василье. Они же им даваша жалованье. Богу же преизревшу на ту рать, и даст меж ними совет велий и любовь, что отнюдь меж ими не было вражды никакой».
Б) «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твёрдостью. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегши армию, ещё не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвой приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Документ имеет отношение к совещанию в Филях.
  2. События происходили во время Ливонской войны.
  3. Современниками событий были К. Минин и Д. Пожарский.
  4. По итогам войны состоялся третий раздел Речи Посполитой.
  5. Битва при Бородине состоялась 26 августа 1812 г.
  6. Ради освобождения Москвы ополчение создавалось дважды.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. В обоих идет речь о нашествии неприятеля на Россию. Выделим самое главное в двух фрагментах. В первом идет речь о сборе ополчения для защиты Москвы. Причем это ополчение собирается в Нижнем Новгороде. Как мы помним, подобные события имели место в период Смутного времени начала XVII века. Соответственно, выбираем варианты 3 и 6. Во втором фрагменте речь идет о событиях Отечественной войны 1812 года, так как упоминается Бородино и происходит совет, цель которого решить, нужно ли защищать Москву от французов. К этому фрагменту относятся варианты 1 и 5.

Ответ: 3615
Показать решение

Задача 5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) политика контрреформ
Б) первая революция в России
В) попытка отставки Н. С. Хрущёва
Г) разрядка международных отношений
1) циркуляр «о кухаркиных детях»
2) мятеж левых эсеров
3) вывод из состава ЦК КПСС членов антипартийной группы
4) договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США, и Великобританией
5) создание Директории
6) восстание на броненосце «Потёмкин»

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Соотнесем процессы, явления, события и факты. Политика контрреформ связана с ограничением прав простого населения, в том числе в сфере образования. Этому соответствует циркуляр «о кухаркиных детях». Первая революция в России соотносится с восстанием на броненосце «Потемкин». Попытка отставки Н.С. Хрущева сопровождалась внутрипартийной борьбой между различными группировками, этому соответствует вариант 3) вывод из состава ЦК КПСС членов внутрипартийной группы. И, наконец, разрядка международных отношений происходила в период холодной войны между двумя блоками государств, этому соответствует вариант 4.

Ответ: 1634
Показать решение

Задача 6

Запишите термин, о котором идёт речь.

Военный предводитель новгородского ополчения.

Решение

Внимательно прочитаем задание. Вспомним, что в средние века войска делились на сотни и тысячи. Логично предположить, что военный предводитель ополчения назывался тысяцкий.

Ответ: тысяцкий
Показать решение

Задача 7

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XX в.

1) смычка; 2) Кронштадтский мятеж; 3) Морозовская стачка; 4) «мешочники»; 5) просвещённый абсолютизм; 6) КОМУЧ.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Решение

Рассмотрим каждый из представленных в задании терминов. Смычка –понятие, относящееся к советскому периоду истории, означающее союз рабочего класса и крестьянства. Кронштадтский мятеж стал одной из причин перехода к нэпу, это 1921 год. Морозовская стачка произошла в 1885 году. Это первый термин не из XX века. «Мешочники» - явление, получившее распространение в годы гражданской войны и «военного коммунизма» 1918-1920-х годов. Просвещенный абсолютизм – политика Екатерины II, следующей идеям просвещения XVIII века. Таким образом, к событиям XX века не относятся термины 3 и 5.

Ответ: 35
Показать решение

Задача 8

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) битва при Молодях
Б) поход I ополчения на Москву
В) Швейцарский поход русской армии
Г) сражение на р. Сить
1) 1238 г.
2) 1572 г.
3) 1611 г.
4) 1613 г.
5) 1770 г.
6) 1799 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задание посвящено военной истории России. Соотнесем последовательно события и годы. Битва при Молодях завершилась разгромом крымских татар под Москвой. Это вариант 2) 1572 год. Поход первого ополчения на Москву относится к событиям Смуты. Выбираем между 1611 и 1613 годами. В 1613 году воцарилась новая династия Романовых, поэтому правильный ответ 1611 год. Швейцарский поход русской армии связан с именем А.В. Суворова, соответственно это вариант 6) 1799 год. Сражение на реке Сить происходило в период монголо-татарского нашествия на Русь, тогда это 1238 год, вариант 1.

Ответ: 2361
Показать решение

Задача 9

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. Туркманчайский мир с Персией
  2. Медный бунт
  3. правление Людовика XI во Франции
Решение

Внимательно читаем условие задания. В нем требуется расположить в правильной хронологической последовательности исторические события. Одно из них – событие всемирной истории – правление Людовика XI во Франции. При нем произошло объединение Франции. Это XV век. Туркманчайский мир с Персией завершил очередную русско-персидскую войну XIX века. И медный бунт произошел в царствование Алексея Михайловича в XVII веке. Таким образом, правильный ответ 3, 2, 1.

Ответ: 321
Показать решение

Задача 10

Напишите кодовое название операции войск противника, которую он пытался реализовать на направлении, обозначенном на схеме.

Решение

Исходя из данных карты можно понять, что речь идет о Московской битве. Гитлеровское командование назвало операцию по взятию Москвы «Тайфун».

Ответ: тайфун
Показать решение

Задача 11

Укажите название города, который обозначен на схеме цифрой «1».

Решение

Город, обозначенный на карте цифрой 1, находится на Москве-реке, в стратегически важном месте. Это столица государства Москва.

Ответ: москва
Показать решение

Задача 12

Укажите год, когда начались события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите цифрами.

Решение

Внимательно изучим данные исторической карты. Изображенные на ней события, названия фронтов точно говорят о том, что это события Великой Отечественной войны. Как мы знаем, она началась в 1941 году.

Ответ: 1941
Показать решение

Задача 13

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
XIII в. ________ (А) Принятие Великой хартии вольностей в Англии
_______ (Б) Женитьба Ивана III на Софье Палеолог ___________ (В)
_______ (Г) Осада польскими войсками Троице-Сергиева монастыря ___________ (Д)
XIX в. ____________ (Е) Свержение Наполеона

Пропущенные элементы:

  1. битва на р. Сити
  2. присоединение Коломны к Москве
  3. XV в.
  4. XVI в.
  5. XVII в.
  6. Гуситские войны
  7. военный совет в Филях
  8. объединение Италии
  9. деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции
Решение

Заполним пустые ячейки таблицы, соотнося упоминаемые в ней события и века. Принятие Великой хартии вольностей в Англии произошло в начале XIII века, на Русь в этот момент обрушилось монголо-татарское нашествие, эпизодом которого стала битва на реке Сити, вариант 1. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог относится к эпохе формирования Русского централизованного государства, т.е. к XV веку (3). В истории зарубежных стран в это время происходили Гуситские войны (6). Осада польскими войсками Троице-Сергиева монастыря отражает события Смутного времени, начало XVII века (5). В этом веке во Франции жил кардинал Ришелье (9). И, наконец, в XIX веке во время Отечественной войны 1812 года происходил знаменитый военный совет в Филях (7).

Ответ: 136597
Показать решение

Задача 14

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
А) битва при Молодях
Б) Семилетняя война
В) Инкерманское сражение
Г) Луцкий прорыв Русской армии на Юго-Западном фронте
1) А. А. Брусилов
2) Ф. И. Соймонов
3) П. С. Салтыков
4) М. И. Воротынский
5) Б. П. Шереметев
6) М. М. Голицын

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задание посвящено военной истории России. Соотнесем события и их участников, при этом постараемся вспомнить эпохи происходивших событий или исторические периоды. Битва при Молодях отражала эпизод борьбы русского народа против крымских татар. Русскими войсками в этой битве руководил М.И. Воротынский. Семилетняя война велась Россией в середине XVIII века. Б.П. Шереметев был участником Северной войны, соответственно остается вариант 3) П. С. Салтыков. Инкерманское сражение относится к периоду Крымской войны, ее участником являлся Ф.И. Соймонов. И наконец Луцкий прорыв Русской армии на Юго-Западном фронте относится к периоду Первой мировой войны. Самым известным русским полководцем той войны был А.А. Брусилов.

Ответ: 4321
Показать решение

Задача 15

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Декларация Объединённых Наций 26 антигитлеровских государств была подписана в ходе _____________________ конференции.
Б) Около двух месяцев гвардейцы под командованием сержанта ___________________ мужественно держали оборону четырёхэтажного дома на площади 9 января в Сталинграде.
В) 14 июля 1941 г. в боях под ______________________ впервые были применены реактивные установки «Катюша».

Пропущенные элементы:

  1. Смоленск
  2. Я.Ф. Павлов
  3. Орша
  4. Вашингтонская
  5. В.Г. Зайцев
  6. Тегеранская

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задание посвящено истории Великой Отечественной войны. В первом варианте требуется указать название конференции, в ходе которой была подписана Декларация Объединенных наций. Выбираем между двумя вариантами: 4 и 6. Для этого вспомним, в какие годы происходили указанные конференции. Вашингтонская состоялась в 1942 году, а Тегеранская в 1943. Соответственно, логично предположить, что именно первая и стала местом заключения Декларации. В варианте Б) выбираем между двум фамилиями бойцов Красной армии: Я.Ф. Павловым и В.Г. Зайцевым. Второй прославился как знаменитый снайпер, а дом оборонял отряд Павлова. И, наконец, в третьем варианте необходимо указать место, где впервые были применены «Катюши». Это произошло в начале войны, соответственно выбираем Оршу, так как этот город лежит западнее Смоленска.

Ответ: 423
Показать решение

Задача 16

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) образование и становление Древнерусского государства
Б) формирование удельных центров
В) образование централизованного государства
Г) проведение сталинской модернизации
1) восстание Семёновского полка
2) ликвидация Новгородской республики
3) первое упоминание о Москве
4) восстание древлян
5) строительство Обнинской АЭС
6) создание машинно-тракторных станций

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Соотнесем процессы, явления и события с историческими фактами. Образование и становление Древнерусского государства сопровождалось борьбой покоренных племен против власти киевского князя. Этому соответствует только факт номер 4. Формирование удельных центров отражало следующий период истории Древнерусского государства – феодальную раздробленность, которая началась в 1132 году. А в 1147 году происходит первое упоминание о Москве. Образование централизованного государства происходило путем подчинения некогда самостоятельных земель, крупнейшим из которых была Новгородская республика. И наконец, сталинская модернизация включала в себя две составляющие: коллективизацию и индустриализацию. В результате коллективизации на селе возникли машинно-тракторные станции.

Ответ: 4326
Показать решение

Задача 17

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

1) разночинцы; 2) хованщина; 3) РСДРП; 4) Совет всея земли; 5) Союз спасения; 6) «Всеподданнейший адрес» тверского дворянства.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Решение

Рассмотрим каждый из указанных в задании терминов и соотнесем его с соответствующими историческими эпохами. Разночинцы – представители социальных слоев XIX века, ставшие основой формирования народнических движений. Хованщина отражает борьбу за власть внутри Русского государства в конце XVII века. РСДРП – название революционной партии, возникшей в 1898 году. Совет всея земли относится к периоду Смуты в Русском государстве в начале XVII века. Союз спасения – одна из ранних организаций декабристов, созданная в первой половине XIX века. «Всеподданнейший адрес» тверского дворянства был подан в период правления Александра II, т.е. также в XIX веке. Таким образом, к другому историческому периоду относятся термины 2 и 4.

Ответ: 24
Показать решение
Показать еще

Готовим к ЕГЭ на 85+ баллов и побеждаем лень

Каждый месяц 12 онлайн-занятий в дружелюбной атмосфере + 16 домашних работ с жесткими сроками.
Не готовишься — вылетаешь.

Подробнее о курсе